История ГЖД

История Горьковской железной дороги

0 оценило

Горьковская железная дорога — одна из старейших железных дорог России.

Исторический паровоз на Московском вокзале
Исторический паровоз на Московском вокзале

История строительства Нижегородской железной дороги

Первые проекты стротельства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м годам 19 века. К строительству сети железных дорог, среди которых одной из первых была Московско - Нижегородская, Россия смогла приступить лишь в конце 50-х годов.Всю линию Москва - Нижний Новгород поделили на два участка: от Москвы до Владимира и от Владимира до Нижнего Новгорода. Строительные работы на участке Москва - Владимир начались в первой половине мая 1858 года. На участке Владимир - Нижний Новгород строительство развернулось только с весны 1859 года. Официальное открытие движения поездов на протяжении 177 верст от Москвы до Владимира состоялось летом 1861 года .Значительно более медленными темпами шли строительные работы на участке Владимир - Нижний Новгород. Строительство этой части дороги велось еще более года. Полностью Московско-Нижегородская железная дорога была открыта для движения 1 августа 1862 года. Через 30 лет линия Москва Нижний Новгород стала двухпутной.

Ввод в эксплуатацию Московско-Нижегородской железной дороги явился большим событием в экономической жизни страны. Эта линия была первой железной дорогой, соединившей европейскую часть России с ее восточными районами. Движение на Нижегородской дороге возрастало быстрыми темпами, и в 1875 году грузооборот составил 77 миллионов пудов. В отчете за 1880 год упоминается 776 наименований грузов. Среди них - дерево, железо, кирпич, кожи, лен, крупы, парусина, пшеница, мука, рыба, хлопок, нефть и другие.

Горьковская железная дорога ведет свое начало от Московско-Нижегородской дороги. В настоящих границах образована в 1961 году в результате слияния Горьковской и Казанской железных дорог, в состав которых, кроме Московско-Нижегородской, входили старейшие дороги: Московско-Казанская, Вятско-Двинская и Северная, построенная в середине 19 века.

Современное состояние

Дорога обслуживает транспортными перевозками 6 республик в составе Российской Федерации ( Мордовию, Чувашию, Удмуртию, Татарстан, Марий-Эл, Башкортостан ) и 8 областей ( Московскую, Владимирскую, Нижегородскую, Кировскую, Пермскую, Екатеринбургскую, Вологодскую, Рязанскую). Услугами дороги пользуются 205 административно-территориальных районов, где проживают более 14 миллионов человек. Горьковская дорога связывает Центральный, Северо-Западный и Северный районы России с Поволжьем, Уралом и Сибирью.

Структурно дорога состоит из 5 отделений с центрами в городах Нижнем Новгороде, Кирове, Ижевске, Казани и Муроме. В состав дороги входят 389 станций. Крупнейшие - Горький-Сортировочный, Горький-Московский, Костариха, Владимир, Лянгасово, Киров, Юдино, Казань, Агрыз, Ижевск. Грузовые операции ведут 253 станции. Грузовые перевозки осуществляются отечечтвенными локомотивами в основном электровозами ВЛ-80, а пассажирские - как отечественными, так и Чешского производства ЧС-4. Управление движением осуществляется из Единого автоматизированного дорожного диспетчерского центра Управления дороги, находящегося в Нижнем Новгороде. Информационное обеспечение осуществляется через дорожный информационно-вычислительный центр.

Управление ГЖД
Управление ГЖД

На Горьковской железной дороге насчитывается 10 основных локомотивных депо и 31 пункт технического обслуживания локомотивов. Приписной парк составляют 730 электровозов, 709 тепловозов, 85 паровозов, 32 дизель-секции, 21 автомотриса, 403 секции электропоездов.

Электровоз ЧС-4Т на Мызе
Электровоз ЧС-4Т на Мызе

Электропоезд ЭР-9 на станции Варя
Электропоезд ЭР-9 на станции Варя

Дорога располагает 12 вагонными депо и 11 пунктами технического обслуживания грузовых вагонов. Работают 6 дистанций сигнализации и связи, 7 дистанций электроснабжения, длина электрифицированного участка пути - 2860 км. Основным видом электротяги является переменный ток.

На дороге работают 4 пассажирских вагонных депо и 10 пунктов технического обслуживания пассажирских вагонов на станциях формирования и оборота. Приписной парк насчитывает 1799 вагонов.

Все сортировочные станции Горьковской магистрали имеют механизированные горки. Удельный вес двухпутных и трехпутных участков составляет 47,7% эксплуатационной длины, 99% главных путей уложены рельсами тяжелых типов, 93% из них на щебеночном и асбестовом балласте.

Конструкция пути позволяет реализовать скорость пассажирских поездов до 160 километров в час. За 10 месяцев 2001 года на Горьковской железной дороге капитально отремонтировано 420 километров магистральных линий, уложено 614 тысяч железобетонных шпал и 270 километров бесстыкового пути. Это позволило повысить безопасность движения, вес и скорость поездов. В этом году в развитие путевого хозяйства ГЖД вложено 1,2 млрд. рублей.

На ГЖД 6-ой год функционирует центр <Диагностика>, который обеспечивает независимую систему контроля за состоянием пути земляного полотна и искусственных сооружений на основе современных диагностических и компьютерных технологий. Система непрерывного контроля за состоянием пути основана на сборе, передаче и анализе информации, поступающей с дистанций пути, вагонов-измерителей, вагонов-дефектоскопов с максимальным использованием средств автоматики и компьютеров. На ГЖД совместно с институтом прикладной физики РАН и Российским ядерным центром создан автоматизированный ультразвуковой рельсовый дефектоскоп АДС-02.

Общая протяженность Горьковской железной дороги - 5386,6 - приходится на два параллельных широтных направления: Москва - Нижний Новгород - Киров - и Москва - Казань - Екатеринбург, связанные между собой рокадами. Оба направления электрифицированы. Удельный вес электротяги в перевозках составляет 90%. Остальные перевозки осуществляются тепловозами.

За два последних года Горьковская железная дорога увеличила грузооборот на 39,8%, погрузку - на 29,6%, пассажирооборот - на 15,9%, производительность труда - на 37,7%.

Наиболее массовыми грузами являются: нефтяные и химические, минеральные удобрения, черные металлы, автомобили, строительные и лесные грузы, продукция сельского хозяйства.

Для ускорения организации перевозок и привлечения новых объемов грузов на Горьковской магистрали создана Система фирменного транспортного обслуживания.

Дорожный центр фирменного транспортного обслуживания укрепляет позиции дороги на рынке транспортно - экспедиционных услуг. Сегодня имеются возможности отправить груз в любую страну мира. Железные дороги многих государств предоставляют Горьковской дороге право использовать льготные тарифы за осуществление маркетинговой деятельности по привлечению экспортно-импортных и транзитных грузов для перевозки по их территории.

Дорога обслуживает крупные промышленные предприятия, такие как Горьковский, Ижевский и Павловский автомобильные заводы, крупные машиностроительные заводы в Нижнем Новгороде, Кирове, Казани, Ижевске, Владимире, химические предприятия, производящие сельскохозяйственные удобрения в городах Дзержинске и Кирове-Чепецке, Кстовский нефтеперерабатывающий завод, предприятия металлургического комплекса, по заготовке и переработке лесной продукции.

Горьковская магистраль является одной из наиболее технически оснащенных дорог Российской Федерации. Основные производственные фонды дороги составляют более 1 млрд. долларов. Перспективы развития Горьковской железной дороги связаны в первую очередь с организацией скоростного движения поездов, прокладкой оптико-волоконной линии связи, реконструкцией и заменой зданий в ряде крупных городов.

Закончено строительство волоконно-оптической связи Нижний Новгород-Москва. Сейчас на участках Нижний Новгород - Балезино - Ижевск - Казань - Ульяновск - Красный Узел - Нижний Новгород магистральные линии связи строятся только волоконно-оптические, позволяющие организовать высококачественную информацию по цифровым каналам. В 1996 году на Горьковском узле введена в эксплуатацию АТС с современным цифровым коммутационным оборудованием системы на 8400 номеров. В Ижевске и Агрызе на 8000 номеров.

Внедрена оперативно-технологическая связь. Эта аппаратура KS-2000RI рассчитана для использования в системе отделенческой оперативно-технологической связи в качестве распорядительной станции, диспетчерской телефонной связи, поездной радиосвязи, поездной радиосвязи, предусмотрена возможность работы как на аналоговых каналах связи, так и на цифровых.

Для решения острейшей проблемы обеспечения вагонными колесными парами предприятий вагонного хозяйства на Горьковской железной дороге построен автоматизированный цех по формированию и ремонту колесных пар (Вагонно-колесные мастерские Горький-Сортировочный ). По степени механизации основных контрольных и вспомогательных процессов, цех не имеет аналогов в России. Производительность цеха при 12-часовом рабочем дне составляет: формирование 80 колесных пар и обточки 40 колесных пар. Для качественной очистки внутренних и наружных поверхностей подшипников от остатков смазки при ремонте колесных пар подвижного состава создана установка ультразвуковой очистки подшипников, которая все операции производит автоматически.

В ВКМ Горький-Сортировочный внедряются последние разработки ученых Нижегородского Государственного университета по бесконтактному измерению основных параметров колесных пар и разработки ВНИИЖТа по холодной распрессовке и запрессовке роликовых букс, а также другие новые технологии.

Горьковская железная дорога продолжает наращивать свой технический и технологический потенциал: ускоренными темпами проводится внедрение микропроцессорной техники в управлении перевозками; внедряются новые технологии по ремонту и техническому обслуживанию локомотивов и вагонов; ведется подготовка к переводу на скоростное пассажирское движение участка Москва - Нижний Новгород; внедряется цифровая система передачи информации; завершаются работы по автоматизации системы продажи билетов пассажирам; разработана система вибродиагностики узлов колесно-редукторных блоков электропоездов, используемая при текущих ремонтах; разрабатывается микроэлектронная система контроля схода подвижного состава.

| Информация | 1056

Отзыв о статье «История ГЖД»

В этой статье ещё нет отзывов. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.

  Оставить отзыв

Ваше имя или ник


Адрес электронной почты (для уведомлений)

Ваш комментарий к статье