Узкоколейная железная дорога Аксентис - Ермиловская Стройка
Ковровская УЖД — это узкоколейная железная дорога пос. 1-е Мая - Аксентис - Спасское - Ермиловская Стройка.
По железной дороге лес вывозился из Ковровского лесного массива и сплавом по Волге поступал на Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат.
Историческая справка
Первый участок узкоколейной железной дороги был открыт в 1932 году. Дорога была достроена в 1933 году, по состоянию на 1935 год протяжённость магистрали узкоколейной железной дороги составляла 37 километров. Первое время движение по УЖД осуществлялось конной тягой.
Узкоколейная железная дорога пролегала по направлению: Волжский нижний склад (левый берег реки Волги) — Узольский нижний склад (берег реки Узолы у населённого пункта Первое Мая) — Аксентис — лесные массивы. Главная станция находилась в посёлке Аксентис (бывш. Слягузово), здесь же находилась контора Ковровского леспромхоза, позже - Ковровского механизированного лесопункта. Здесь же были паровозный и вагонный парки, ремонтные мастерские и другие сопутствующие объекты.
Позднее протяжённость узкоколейной железной дороги возросла примерно до 70 километров, она стала заканчиваться в окрестностях посёлка Ермиловская стройка.
Узольский и Волжский склады функционировали неодновременно. На Узольский склад лесоматериалы вывозились в период с октября по июнь. Там они сплачивались в кошмы, и во время весеннего разлива Узолы кошмы буксировались пароходами до рейда на Волге, несколько ниже устья р. Узолы, а затем сплавлялись по Волге потребителям. На Волжский склад вывозка лесоматериалов производилась лишь после спада весенних вод, т.е. с июня по октябрь, когда опять открывался Узольский склад. Зимой железную дорогу прокладывали по льду напрямую до бумкомбината.
Свою работу железная дорога прекратила в 1954 году в связи с запретом сплава леса по Волге в связи с судоходством. Разбор дороги осуществлялся в 1955-1965 годы.
Подвижной состав
На дороге работало 4 паровоза: два паровоза Варшавского завода (№18 и 19) и два - Подольского завода (159-7 и 159-8) выпуска 1933 года. Все паровозы поступили на мехлесопункт в 1933 году.
Вагонный парк состоял из 70 шт. лесовозных вагонов конструкции «Союзстройлесмеханизации», несколько балластных вагонов местной конструкции, паровой железнодорожный подъёмный кран, снегоочиститель, несколько пассажирских «классных» вагонов. Позже на дороги эксплуатировались мотовозы.
Где находится и как доехать, время работы
Адрес: Нижегородская область, Городецкий район
Время работы: не работает
Ковровская УЖД на карте
GPS координаты: 56.549457, 43.558221