Нижегородский метрополитен

Метро в Нижнем Новгороде

5 оценило

Нижегородский метрополитен — это система метро в Нижнем Новгороде, третий метрополитен в России.

Станция Московская в Нижегородском метро
Станция Московская в Нижегородском метро

Историческая справка

История Нижегородского метрополитена начинается с 1977 года. Первая очередь Горьковского метро должна была обеспечить связь Московского вокзала г. Горького и крупнейших районов города — Канавинского, Ленинского и Автозаводского.

19 ноября 1985 года состоялось торжественное открытие метро — первые шесть станций метро приняли своих пассажиров. Открытый метрополитен был десятым по счету в стране. В дальнейшем планировалось достроить Автозаводскую ветку до дворца культуры ГАЗ, что и было сделано — в 87 году были сданы в эксплуатацию станции «Автозаводская» и «Комсомольская», а в 89 — «Кировская» и «Парк Культуры».

В 1993 году были открыты первые станции Сормовской ветки — Канавинская и Бурнаковская, а 9 сентября 2002 года — станция Буревестник. Интересная особенность этой станции заключается в том, что располагается она над поверхностью земли.

5 ноября 2012 года открыта первая станция в верхней части города - Горьковская.

12 июня 2018 года в преддверии Чемпионату Мира по футболу в Нижнем Новгороде открыта 15-я по счёту станция метро Стрелка.

Линии и станции

Станции открываются в 5.15 утра и закрываются в 00.00.  

Все станции Нижегородского метро мелкого заложения, на станциях Московская и Горьковская имеются эскалаторы.

Схема метро

Автозаводская линия

  • Сенная (строится)
  • Площадь Свободы (строится)
  • Горьковская (открыта 5 ноября 2012 года)
  • Московская (Московская - Пролетарская, открыта 20 ноября 1985 года)
  • Чкаловская
  • Ленинская
  • Заречная
  • Двигатель Революции
  • Пролетарская
  • Автозаводская (открыта 8 августа 1987 года)
  • Комсомольская (открыта 8 августа 1987 года)
  • Кировская (открыта 15 ноября 1989 года)
  • Парк культуры (открыта 15 ноября 1989 года)

Сормовская линия

Станция Московская является единственной пересадочной станцией Нижегородского метрополитена.

До открытия станции Стрелка обе линии метро функционировали в режиме одной: поезда с Автозаводской линии прибывая на Московскую отправляются на Сормовскую линию и наоборот. Движение было разделено после ввода в эксплуатацию станции Стрелка. Судьба строительства оборотных тупиков за ст. Московской неясна - тупики были построены, однако в эксплуатацию не введены. 

Переименованные станции

СтанцияПроектное название
Автозаводская Северная 
Парк культуры Ждановская
Бурнаковская  Куйбышевская
Буревестник  Калининская

Станции метро были переименованы на этапе строительства. Случаев переименования станций Нижегородского метро в процессе эксплуатации не было.

Оплата проезда

Оплата проезда осуществляется жетонами, которые пассажиры могут приобрести в кассах или в автоматах на каждой станции метрополитена. Также возможна оплата транспортными и банковскими картами.

Подвижной состав

Вагон метро 81-714
Вагон метро 81-714

В метрополитене существует единственное электродепо «Пролетарское», которое находится между ст. Пролетарская и ст. Автозаводская. Там же находится соединительная ветка (гейт) метро с сетью железных дорог. В отдалённой перспективе планируется строительство ещё одного электродепо в районе ст. Варя.

Электродепо «Пролетарское» рассчитано на 32 состава, по состоянию на 2022 год в нём находится 32 состава, одновременно на линии работают от 10 до 14 составов.  В метро эксплуатируются метровагоны 81-717/714 («номерные»), четыре состава, состоящих из вагонов 81-717.5/714.5, а также три состава 81-717.6/714.6, закупленные перед открытием станции «Горьковская». 

В 2008 году был произведён капремонт двух составов (по 8 вагонов) 81-717/714 на заводе «Вагонмаш» в Санкт-Петербурге и ЗРЭПС в Москве.

С октября 2012 года в Нижегородском метрополитене эксплуатируются 3 поезда 81-717.6/714.6.

В 2013 году администрация города приобрела три 5-вагонных состава 81-717.6/714.6 для перехода на эксплуатацию 5-вагонных поездов.

Весной 2014 года из 5-вагонных составов было выцеплено по одному промежуточному вагону, а в конце 2014 года пятивагонные поезда вновь появились в эксплуатации.

Озвучены планы по приобретению ещё 56 новых вагонов к 2018 году.

Подвижной состав Электродепо «Пролетарское» до 2012 года:

  • серии 81-717 – 31шт.;
  • серии 81-714 – 31шт.;
  • серии 81-717.5 – 4шт.;
  • серии 81-714.5 – 6шт.;
  • серии 81-717.5Д – 5шт.;
  • серии 81-714.5Д – 3шт.;

Именные поезда Нижегородского метро

Поезд «Пионер»

Был введён в эксплуатацию вместе с первым пусковым участком и назван в честь горьковских пионеров, сдававших металлолом для изготовление подвижного состава. В составе поезда эксплуатировались вагоны типа 81-717/714. В 2009 году поезд расцеплен, однако головные вагоны эксплуатируются в других поездах.

«Кузьма Минин»

Поезд «Кузьма Минин» запущен 4 ноября 2012 года вместе с открытием станции Горьковская. В составе поезда используются вагоны 81-717.6/714.6. Поезд оформлен в память о нижегородском ополчении и воззвании Кузьмы Минина к нижегородцам.

Вагоны типа Д в Нижегородском метро

С 1985 по 1993 год в Нижегородском метро в служебных целях эксплуатировались вагоны типа «Д» Данные вагоны были переданы из ТЧ-9 «Фили» (Москва). Сейчас вагоны 2064 и 2082 стоят на консервации депо. Вагон № 2082 был списан и стоит как сарай в депо. 

Пассажиропотоки Нижегородского метро

Информация о пассажиропотоках метрополитенов собрана из открытых источников Владиславом Прудниковым, оригинал данных находится на сайте trackmap.ru.

Год Пассажиров, млн.
1985 5,3
1986 35,5
1987 42,2
1988 47,8
1989 48,9
1990 61,3
1991 55,9
1992 55,9
1993 61,7
1994 66,8
1995 66,8
1996 62,6
1997 60,2
1998 57
1999 56,2
2000 52,4
2001 49,4
2002 47,5
2003 39
2004 36,8
2005 33
2006 33,3
2007 32,5
2008 32,3
2009 26,9
2010 27
2011 27,9
2012 30,1
2013 40
2014 37,2
2015 34,7
2016 30,4
2017 27,6
2018 29,6
2019 30,4
2020 20,4
2021 27,0

Пассажиропотоки на 2010 год

Как сообщает рекламное агенство "Метроном-НН", ежедневный пассажиропоток Нижегородского метро составляет чуть более 110 тыс. пассажиров в сутки. Это примерно 10% процентов от общего пасажиропотока Нижнего Новгорода. Самые загруженные станции Нижегородского метро - Московская и Заречная, далее с заметным отставанием идут Пролетарская, Двигатель Революции, Парк Культуры. Самая наименее загруженная станция Нижегородского метро - Бурнаковская.

После открытия открытия станции Горьковская пассажиропоток резко возрос, например 6 ноября 2012 года (в первый рабочий день после открытия) подземкой воспользовались 145,5 тыс. человек.

станции метрополитена

перевозки метрополитена*

Парк культуры

10.956

Кировская

4.115

Комсомольская

4.098

Автозаводская

4.126

Пролетарская

11.077

Двигатель революции

10.435

Заречная

18.039

Ленинская

7.133

Чкаловская

7.128

Московская

19.110

Канавинская

7.128

Бурнаковская

4.551

Буревестник

6.011

всего пассажиров в сутки

113.907

*анализ перевозок за ноябрь-декабрь 2010г.

Пассажиропотоки 1985-2009 годы

Данные по пассажирским перевозкам по годам от международной ассоциации МЕТРО:

 Год эксплуатации

Среднесуточное количество перевозимых пассажиров, млн чел.

Средняя дальность поездки, км

1985

0,098

3,5

1986

0,098

3,5

1987

0,117

3,5

1988

0,132

3,5

1989

0,135

3,5

1990

0,168

3,5

1991

0,153

3,5

1992

0,161

3,5

1993

0,169

5,47

1994

0,183

5,47

1995

0,183

5,47

1996

0,171

5,47

1997

0,165

5,47

1998

0,156

5,47

1999

0,155

5,47

2000

0,145

5,47

2001

0,135

5,47

2002

0,132

5,47

2003

0,130

5,47

2004

0,089

5,47

2005

0,089

5,6

2006

0,103

5,6

2007

0,089

5,6

2008

0,088

5,6

2009

0,072

5,6

Режим работы

Нижегородское метро работает с 05:15—05:20 до 00:05—00:15 в зависимости от станции. Вестибюли станция открываются в 05:15, закрываются на вход — в 00:10. При этом не основные вестибюли станций «Бурнаковская», «Канавинская», «Пролетарская» работают с 07:00 до 19:00.

Где находится и как доехать, время работы, цена

 Адрес: Нижний Новгород

 Время работы: ежедневно, 05:15 - 0:15

 Стоимость: по тарифам

| Городской транспорт | 1934 | 3 | 5

Отзыв о статье «Нижегородский метрополитен»

В этой статье ещё нет отзывов. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.

  Оставить отзыв

Ваше имя или ник


Адрес электронной почты (для уведомлений)

Ваш комментарий к статье