Метро в Нижнем Новгороде
Нижегородский метрополитен — это система метро в Нижнем Новгороде, третий метрополитен в России.
Историческая справка
История Нижегородского метрополитена начинается с 1977 года. Первая очередь Горьковского метро должна была обеспечить связь Московского вокзала г. Горького и крупнейших районов города — Канавинского, Ленинского и Автозаводского.
19 ноября 1985 года состоялось торжественное открытие метро — первые шесть станций метро приняли своих пассажиров. Открытый метрополитен был десятым по счету в стране. В дальнейшем планировалось достроить Автозаводскую ветку до дворца культуры ГАЗ, что и было сделано — в 87 году были сданы в эксплуатацию станции «Автозаводская» и «Комсомольская», а в 89 — «Кировская» и «Парк Культуры».
В 1993 году были открыты первые станции Сормовской ветки — Канавинская и Бурнаковская, а 9 сентября 2002 года — станция Буревестник. Интересная особенность этой станции заключается в том, что располагается она над поверхностью земли.
5 ноября 2012 года открыта первая станция в верхней части города - Горьковская.
12 июня 2018 года в преддверии Чемпионату Мира по футболу в Нижнем Новгороде открыта 15-я по счёту станция метро Стрелка.
Линии и станции
Станции открываются в 5.15 утра и закрываются в 00.00.
Все станции Нижегородского метро мелкого заложения, на станциях Московская и Горьковская имеются эскалаторы.
Автозаводская линия
- Сенная (строится)
- Площадь Свободы (строится)
- Горьковская (открыта 5 ноября 2012 года)
- Московская (Московская - Пролетарская, открыта 20 ноября 1985 года)
- Чкаловская
- Ленинская
- Заречная
- Двигатель Революции
- Пролетарская
- Автозаводская (открыта 8 августа 1987 года)
- Комсомольская (открыта 8 августа 1987 года)
- Кировская (открыта 15 ноября 1989 года)
- Парк культуры (открыта 15 ноября 1989 года)
Сормовская линия
- Стрелка (открыта 14 июня 2018 года)
- Московская
- Канавинская (открыта 20 декабря 1993 года)
- Бурнаковская (открыта 20 декабря 1993 года)
- Буревестник (открыта 9 сентября 2002 года)
Станция Московская является единственной пересадочной станцией Нижегородского метрополитена.
До открытия станции Стрелка обе линии метро функционировали в режиме одной: поезда с Автозаводской линии прибывая на Московскую отправляются на Сормовскую линию и наоборот. Движение было разделено после ввода в эксплуатацию станции Стрелка. Судьба строительства оборотных тупиков за ст. Московской неясна - тупики были построены, однако в эксплуатацию не введены.
Переименованные станции
Станция | Проектное название |
---|---|
Автозаводская | Северная |
Парк культуры | Ждановская |
Бурнаковская | Куйбышевская |
Буревестник | Калининская |
Станции метро были переименованы на этапе строительства. Случаев переименования станций Нижегородского метро в процессе эксплуатации не было.
Оплата проезда
Оплата проезда осуществляется жетонами, которые пассажиры могут приобрести в кассах или в автоматах на каждой станции метрополитена. Также возможна оплата транспортными и банковскими картами.
Подвижной состав
В метрополитене существует единственное электродепо «Пролетарское», которое находится между ст. Пролетарская и ст. Автозаводская. Там же находится соединительная ветка (гейт) метро с сетью железных дорог. В отдалённой перспективе планируется строительство ещё одного электродепо в районе ст. Варя.
Электродепо «Пролетарское» рассчитано на 32 состава, по состоянию на 2022 год в нём находится 32 состава, одновременно на линии работают от 10 до 14 составов. В метро эксплуатируются метровагоны 81-717/714 («номерные»), четыре состава, состоящих из вагонов 81-717.5/714.5, а также три состава 81-717.6/714.6, закупленные перед открытием станции «Горьковская».
В 2008 году был произведён капремонт двух составов (по 8 вагонов) 81-717/714 на заводе «Вагонмаш» в Санкт-Петербурге и ЗРЭПС в Москве.
С октября 2012 года в Нижегородском метрополитене эксплуатируются 3 поезда 81-717.6/714.6.
В 2013 году администрация города приобрела три 5-вагонных состава 81-717.6/714.6 для перехода на эксплуатацию 5-вагонных поездов.
Весной 2014 года из 5-вагонных составов было выцеплено по одному промежуточному вагону, а в конце 2014 года пятивагонные поезда вновь появились в эксплуатации.
Озвучены планы по приобретению ещё 56 новых вагонов к 2018 году.
Подвижной состав Электродепо «Пролетарское» до 2012 года:
- серии 81-717 – 31шт.;
- серии 81-714 – 31шт.;
- серии 81-717.5 – 4шт.;
- серии 81-714.5 – 6шт.;
- серии 81-717.5Д – 5шт.;
- серии 81-714.5Д – 3шт.;
Именные поезда Нижегородского метро
Поезд «Пионер»
Был введён в эксплуатацию вместе с первым пусковым участком и назван в честь горьковских пионеров, сдававших металлолом для изготовление подвижного состава. В составе поезда эксплуатировались вагоны типа 81-717/714. В 2009 году поезд расцеплен, однако головные вагоны эксплуатируются в других поездах.
«Кузьма Минин»
Поезд «Кузьма Минин» запущен 4 ноября 2012 года вместе с открытием станции Горьковская. В составе поезда используются вагоны 81-717.6/714.6. Поезд оформлен в память о нижегородском ополчении и воззвании Кузьмы Минина к нижегородцам.
Вагоны типа Д в Нижегородском метро
С 1985 по 1993 год в Нижегородском метро в служебных целях эксплуатировались вагоны типа «Д» Данные вагоны были переданы из ТЧ-9 «Фили» (Москва). Сейчас вагоны 2064 и 2082 стоят на консервации депо. Вагон № 2082 был списан и стоит как сарай в депо.
Пассажиропотоки Нижегородского метро
Информация о пассажиропотоках метрополитенов собрана из открытых источников Владиславом Прудниковым, оригинал данных находится на сайте trackmap.ru.
Год | Пассажиров, млн. |
1985 | 5,3 |
1986 | 35,5 |
1987 | 42,2 |
1988 | 47,8 |
1989 | 48,9 |
1990 | 61,3 |
1991 | 55,9 |
1992 | 55,9 |
1993 | 61,7 |
1994 | 66,8 |
1995 | 66,8 |
1996 | 62,6 |
1997 | 60,2 |
1998 | 57 |
1999 | 56,2 |
2000 | 52,4 |
2001 | 49,4 |
2002 | 47,5 |
2003 | 39 |
2004 | 36,8 |
2005 | 33 |
2006 | 33,3 |
2007 | 32,5 |
2008 | 32,3 |
2009 | 26,9 |
2010 | 27 |
2011 | 27,9 |
2012 | 30,1 |
2013 | 40 |
2014 | 37,2 |
2015 | 34,7 |
2016 | 30,4 |
2017 | 27,6 |
2018 | 29,6 |
2019 | 30,4 |
2020 | 20,4 |
2021 | 27,0 |
Пассажиропотоки на 2010 год
Как сообщает рекламное агенство "Метроном-НН", ежедневный пассажиропоток Нижегородского метро составляет чуть более 110 тыс. пассажиров в сутки. Это примерно 10% процентов от общего пасажиропотока Нижнего Новгорода. Самые загруженные станции Нижегородского метро - Московская и Заречная, далее с заметным отставанием идут Пролетарская, Двигатель Революции, Парк Культуры. Самая наименее загруженная станция Нижегородского метро - Бурнаковская.
После открытия открытия станции Горьковская пассажиропоток резко возрос, например 6 ноября 2012 года (в первый рабочий день после открытия) подземкой воспользовались 145,5 тыс. человек.
станции метрополитена |
перевозки метрополитена* |
---|---|
Парк культуры |
10.956 |
Кировская |
4.115 |
Комсомольская |
4.098 |
Автозаводская |
4.126 |
Пролетарская |
11.077 |
Двигатель революции |
10.435 |
Заречная |
18.039 |
Ленинская |
7.133 |
Чкаловская |
7.128 |
Московская |
19.110 |
Канавинская |
7.128 |
Бурнаковская |
4.551 |
Буревестник |
6.011 |
всего пассажиров в сутки |
113.907 |
*анализ перевозок за ноябрь-декабрь 2010г. |
Пассажиропотоки 1985-2009 годы
Данные по пассажирским перевозкам по годам от международной ассоциации МЕТРО:
Год эксплуатации |
Среднесуточное количество перевозимых пассажиров, млн чел. |
Средняя дальность поездки, км |
---|---|---|
1985 |
0,098 |
3,5 |
1986 |
0,098 |
3,5 |
1987 |
0,117 |
3,5 |
1988 |
0,132 |
3,5 |
1989 |
0,135 |
3,5 |
1990 |
0,168 |
3,5 |
1991 |
0,153 |
3,5 |
1992 |
0,161 |
3,5 |
1993 |
0,169 |
5,47 |
1994 |
0,183 |
5,47 |
1995 |
0,183 |
5,47 |
1996 |
0,171 |
5,47 |
1997 |
0,165 |
5,47 |
1998 |
0,156 |
5,47 |
1999 |
0,155 |
5,47 |
2000 |
0,145 |
5,47 |
2001 |
0,135 |
5,47 |
2002 |
0,132 |
5,47 |
2003 |
0,130 |
5,47 |
2004 |
0,089 |
5,47 |
2005 |
0,089 |
5,6 |
2006 |
0,103 |
5,6 |
2007 |
0,089 |
5,6 |
2008 |
0,088 |
5,6 |
2009 |
0,072 |
5,6 |
Режим работы
Нижегородское метро работает с 05:15—05:20 до 00:05—00:15 в зависимости от станции. Вестибюли станция открываются в 05:15, закрываются на вход — в 00:10. При этом не основные вестибюли станций «Бурнаковская», «Канавинская», «Пролетарская» работают с 07:00 до 19:00.
Где находится и как доехать, время работы, цена
Адрес: Нижний Новгород
Время работы: ежедневно, 05:15 - 0:15
Стоимость: по тарифам