Железная дорога Нижний Новгород - Заволжье

Железная дорога в Нижегородской области

0 оценило

Железная дорога Нижний Новгород - Заволжье — это железная дорога, связывающая Нижний Новгород и город Заволжье Городецкого района.

Перегон Варя - Сормово
Перегон Варя - Сормово

Станция Сормово
Станция Сормово

История

История существующей железной дороги между Нижним Новгородом и Заволжьем начинается в 1872 году, когда была открыта железнодорожная линия Кунавино—Сормово по кратчайшему маршруту вдоль Балахнинского тракта (ныне Сормовское шоссе) через село Варя. Железная дорога использовалась для доставки грузов к сормовским промышленным предприятиям, а также для перевозки пассажиров, для чего в Нижнем Новгороде был построен Сормовский вокзал. Вокзал станции Канавинская (он же Сормовский вокзал) сохранился до сих пор, в нём располагаются офисные помещения.

Здание Сормовского вокзала
Здание Сормовского вокзала

По данным 1905 года с этого вокзала ежедневно уходило 8—10 пар поездов с вагонами трёх классов.

Локомотивное депо завода Красное Сормово
Локомотивное депо завода Красное Сормово

В 1934 была построена линия Горький - Починки через Костариху, старая линия Горький — Сормово стала ведомственной, а начальным пунктом пассажирского движения по ней стала станция Сталинская (бывшая Канавинская и Сормовский вокзал). В этом же году железная дорога была продлена до Балахны и Правдинска.

Перегон Костариха - Починки
Перегон Костариха - Починки

В 1948 для нужд строительства Горьковской ГЭС железная дорога от Правдинска была продлена до стройплощадки ГЭС, первый поезд прошёл 7 ноября. Станция получила название Гидроузел (позже переименовано в Заволжье-Пассажирское). С 1948 года до 1960 года прямого пассажирского сообщения Горький — Заволжье не было. Пригородные поезда МПС следовали до станции Правдинск, а так необходимо было совершать пересадку на поезд ведомственной линии Правдинск — Гидроузел. После 1960 года все участки железной дороги перешли в МПС. В это же время линия была была электрифицирована постоянным током, а поезда на паровозной тяге были заменены электричками. Спустя несколько лет вся линия вместе с Горьковским узлом была переведена на переменный ток.

В 1961 году линия от Сталинской до Нового Сормова была разобрана, конечным пунктом стала станция Новое Сормово.

Опоры на бывшем перегоне Сталинская - Новое Сормово
Опоры на бывшем перегоне Сталинская - Новое Сормово

В конце 1980-х годов была закрыта станция Новое Сормово под строительство станции метро «Буревестник».

В 1988 году на участке Починки — Балахна был открыт второй путь.

До 1998 года на перегоне Балахна — Правдинск находилось одноуровневое пересечение с магистральной узкоколейной железной дорогой Балахна — Шуя. На пересечении находилось здание поста, в нём работал дежурный. А в нескольких ста метрах от станции Балахна находилась одноимённая станция УЖД.

До начала 80-х годов на линии в черте города было несколько конечных станций пригородных поездов: Горький-Московский Новое Сормово, Варя, Сормово. 

В конце 1980-х годов была закрыта платформа Новое Сормово в связи со строительством Сормовской линии Нижегородского метрополитена.

В начале 1990-х был разобран второй электрифицированный путь станции Сормово, поэтому конечной станцией электропоездов окончательно стала станция Варя.

В 2000-х годах в связи со строительством торогового центра, на станции Варя был оставлен один электрифицированный путь.

В 2014 году открыта платформа Светлоярская.

В 2015 году открыта платформа Лесной городок.

С 2020 года станция Варя является одной из конечных «Сормовской линии» городской электрички (Варя-Починки).

Современное состояние

Железная дорога в пос. Народный
Железная дорога в пос. Народный

Путепровод на перегоне Варя - Починки
Путепровод на перегоне Варя - Починки

Тепловоз ЧМЭ-3 в Балахне
Тепловоз ЧМЭ-3 в Балахне

В настоящее время линия Нижний Новгород-Заволжье (длиной около 60 км) ведет к промышленным городам Балахне (Бумажный комбинат) и Заволжью (Заволжский моторный завод, Нижегородская ГЭС) и имеет важное промышленное и пассажирское значение. Пассажирские перевозки осуществляются только пригородными электропоездами.

Станции и остановочные пункты

Станции и остановочные платформы на участке Нижний Новгород Московский - Заволжье Пассажирское:

  • Нижний Новгород Московский
  • Костариха
  • о.п. Лесной городок
  • о.п. Чаадаево
  • о.п. Кооперативная
  • о.п. Светлоярская
  • Починки
  • о.п. Копосово
  • о.п. Народная
  • о.п. Высоково
  • о.п. Дубравная
  • Козино
  • о.п. Алёшино
  • о.п. Лукино
  • Балахна
  • Правдинск
  • о.п. Ваняты
  • о.п. Могильцы
  • о.п. Трестьяны
  • о.п. Липовки
  • о.п. Шеляухово
  • о.п. Рождественская
  • Заволжье-Товарное
  • Заволжье-Пассажирское

Станции и остановочные платформы на участке Варя - Починки:

  • Варя
  • Сормово
  • Починки

Где находится и как доехать, время работы

 Адрес: Нижегородская область

 Время работы: ежедневно, круглосуточно

Отзыв о статье «Железная дорога Нижний Новгород - Заволжье»

В этой статье ещё нет отзывов. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.

  Оставить отзыв

Ваше имя или ник


Адрес электронной почты (для уведомлений)

Ваш комментарий к статье