Узкоколейная железная дорога Балахна - Талицы
Балахнинская УЖД — узкоколейная железная дорога Балахна - Талицы, полностью разобрана в начале 2000-х.
Узкоколейная сеть между Балахной и Шуей была крупнейшей в СССР УЖД торфовозного назначения, в последние годы существования перевозила не торф, а иные грузы и пассажиров. От Балахны до Талиц и Большого УЖД принадлежала Чернораменскому Транспортному Управлению, от Талиц до Южи - Ламненско-Куракинскому ТПР.
История УЖД
Появление Нижегородской районной электростанции (НиГРЭС) работающей на торфе в городе Балахна Нижегородской области было предусмотрено планом ГОЭЛРО, принятым в 1918 году. Строительство началось в 1921 году и к сентябрю 1925 года был закончен монтаж оборудования, 6 сентября 1925 года был включен первый турбогенератор. В 1933 году станция достигла полной электрической мощности в 204 МВт и стала крупнейшим энергетическим предприятием в мире, работающим на торфе. В 1933 году, в связи с переименованием Нижнего Новгорода в город Горький, станция изменила название на ГоГРЭС. Для обеспечения ГоГРЭС торфом была построена узкоколейная железная дорога.
Узкоколейная железная дорога начала своё существование в 1926-28 годах как цех ГоГРЭС, а в 1928 году отделилось в самостоятельное предприятие - Чернораменское Транспортное Управление. На момент передачи в ЧТУ было 18 км путей и 2 паровоза.
В 1938-40 годах построен путь от Чистого до Мугреевского в связи с тем, что ГоГРЭС стала испытывать нехватку топлива в связи с пожарами на Чернорменских болотах.
До 50-х годов (по некоторым данным - до 70-х) УЖД была частично электрифицирована, электровозы подавали вагоны с торфом на 3 эстакады (уклон 45 градусов, высота 20 метров). При помощи данных эстакад производилось питание котлов гидроторфом. После перехода Чернораменского торфоуправления на фрезер, эстакады разобрали.
К 1951 г общая длина путей была 384 км, количество паровозов: 33 шт, вагонов - около 800 шт.
В послевоенные годы были построены участки Утрех - Варех и Утрех - Лух.
Основного своего расцвета УЖД достигла в 70-е годы, на дороге активно обновлялся подвижной состав, укладывались “тяжелые” рельсы для пропуска тяжеловесных поездов, активно внедрялась СЦБ, самый нагруженный участок от Гидроторфа до Долгого стал двухпутным.
С 1972 года все перевозки осуществляются тепловозной тягой. Паровоз 157-469 (производства Коломенского завода, 1928 г., заводской номер 5674) в качестве памятника был установлен в 1978 году перед зданием управления ЧТУ.
В 80е годы ЧТУ было переименовано в ЧППЖТ - Чернораменское Предприятие Промышленного Железнодорожного Транспорта.
В 1983-84 годах ГорГРЭС перевели с торфа на газ и необходимость в большом количестве торфа отпало, дорога стала приходить в упадок. ЧППЖТ стала заниматься перевозками иных грузов и пассажиров, в частности - перевозками грузов для нужд исправительных учреждений в Талицах.
В конце 80-х, на самом пике перевозок вполне серьезно рассматривался вариант строительства по линии УЖД железнодорожной линии широкой колеи, были такие проекты и после разбора УЖД, однако дальше прожекторства данные планы не пошли.
В начале 90х годов ЧППЖТ было преобразовано в АО Локомотив для сохранения жизненно важных пассажирских перевозок и грузовых в посёлки, не имеющих автомобильного сообщения.
В 1992-93 годах курсировали поезда «Балахна-Чистое» (35 км), «Балахна-Большое» (90 км), зимой – 2 раза в неделю, летом – 3 раза, а также в выходные и праздничные дни. С 4-5 пассажирскими вагонами, грузового движения практически не было.
В 1996 году поезд Балахна - Талицы ходил 2 раза в неделю.
В 1997 году прекращение движения по всему главному ходу, линия пригодна только для движения “пионерок”.
В 1997-99 году разбор почти всех ЖД путей ЧППЖТ (ЧТУ) в Нижегородской области кроме небольшого участка путей в Ивановской области.
В 1997-2002 г.г действовала УЖД в 16 км Южа – 2-я полевая база (Ламна) регулярно курсировал рабочий поезд – мотовоз ЭСУ2А с одним пассажирским вагоном. На участке до 3-ей полевой базы (около 3 км) нерегулярное движение.
В 2004 году разобран последний участок ЧППЖТ в районе ст. Мугреевский.
Подвижной состав ЧТУ
В разные годы на дороге работали:
- паровозы: тип 157, тип 159, Sk, Фл, Гр, Вп4.
- тепловозы: ТУ2М, ТУ3, ТУ4, ТУ5, ТУ6А, ТУ7
- электровозы: Маффей-Шварцкопф с зубчатой рейкой (для загрузки торфа на эстакады под углом 45% на 20 метров. При помощи данных эстакад производилось питание котлов гидроторфом и в 50-х, когда ГоГРЭС переводили на питание фрезерным торфом, эстакады были разобраны. Вместе с электровозами эксплуатировались паровозы Вп4).
- пассажирские вагоны: собственного изготовления: ПВ-40, ПВ-38, ПВ-51, ПВ-54
- грузовые вагоны: крытые, собственного производства, ТСВ5, ТСВ6А, ТНВ, ТСВ всех видов, алтайские крытые, демиховские крытые, вьюгинские вагонетки, немецкие крытые.
- остальной ПС: АМ1, УПБ-1М, УПС-1, ЭСУ всех видов, СМД, М-2, шпалоподбивочные машины собственного изготовления, хоппер-дозаторы.
В 1998 году паровоз-памятник 157-469 1928 года постройки и дрезина на базе автомобиля ЗиМ (ГАЗ-12) 1962 года постройки были продан в Переславский железнодорожный музей. В октябре 2003 года из посёлка Мугреевский в Переславский железнодорожный музей-заповедник были вывезены вагон-платформа (1928 г.), полувагон для перевозки торфа (1928-1930 гг.), плужный снегоочиститель (1928-1929 гг.).
Основной маршрут ЧТУ
Депо - Балахна Сортировочная - Сергеевка (Гидроторф) - Лисья Грива - Истомино - Долгое - Зайково - Пройма - Мухлово - Голышево (Чистое) - Осинки - Луполово - Демидово - Мугреево - Водокачка - Талицы - Большое (96км).
УЖД ЧТУ имела основные магистральные направления:
- Балахна - Голышево - Талицы - Большое
- Балахна - Голышево - Утрех - Лух
- Балахна - Сормовская (Березовая Пойма)
- Балахна - Картонная фабрика
Километраж по основному ходу
- Балахна - Большое - 98 км
- Пост 82 км - Пробуждение - 4 км
- Пост 82 км - Дубовичье - 13 км
- Голышево - Лух - 28 км
- Истомино - Первомайский - 10 км
- Балахна-Сортировочная - Пассажирская - Картонная Фабрика 6 км
- Сергеевка - Сормовская - 18 км
Всего в в ведении ЧТУ на 1951 год было 384 километров путей включая “усы” к торфоразработкам.
Ответвления по станциям
Балахна-Сортировочная (0 км):
- путь в депо ЧТУ
- путь в ГОГРЭС
- Балахна-Пассажирская (1 км) - Картонная фабрика
- Сергеевка-Истомино-Долгое-Голышево-пост 82 км-Талицы-Водокачка-Большое (главный ход)
Сергеевка (3 км):
- Истомино - Голышево - Большое (Сергевка - Долгое был двухпутным)
- Сергеевка - Бурцевский Карьер (перешит на широкую колею)
- Сергеевка - Сормовская (Березовая Пойма) - Торфосклад
Истомино (11 км):
- Истомино - Октябрь (17 км) - Первомайский
- Истомино - Долгое (главный ход)
Голышево (42 км):
- Голышево - Чистое
- Голышево - Южный - Утрех (60 км) - Лух (71 км)
- Голышево - Мугреево (80 км) - пост 82 км - Талицы
Утрех:
- Утрех - Варех
- Утрех - Лух (Мугреевский Бор)
Пост 82 км:
- Пост 82 км - 2й посёлок - Дубовичье
- Пост 82 км - Пробуждение (Мугреевский)
- Пост 82 км - пост Водокачка (смычка с Ламненско-Куракинской УЖД - Большое (98 км)
Основной ход от Балахны-Сортировочной до Талиц был оборудован СЦБ и двусторонней автоблокировкой. Станции Сормовская, Чернораменка, Мугреевский Бор, Балахна-Пассажирская, Дружба не были оборудованы ЭЦ из-за малых объемов движения. На магистральном ходу, в основном, использовались рельсы марки Р24 сваренные в длинные плети. Участок Сергеевка - Долгое был двухпутным. Также имелось кольцо между станциями Истомино, Октябрь, Зайково, Долгое.
До 1998 года существовало глухое пересечение УЖД с магистральной электрифицированной линией широкой колеи Горький - Заволжье на перегоне Балахна - Правдинск. Движение регулировалось светофорами. Само пересечение было трехниточным вместе с ж/д веткой широкой колеи на Бурцевский Карьер.
Станция Балахна-Пассажирская
Станция была оборудована тремя-четырьмя путями, оборудована ручными стрелками и располагалась в нескольких ста метрах от платформы электропоездов на линии Нижний Новгород - Заволжье. Кирпичное здание вокзала существует до сих пор. Там же рядом существовал перегруз на широкую колею. На перегоне Балахна-Пасс - Балахна-Сорт существовал мост через “тёплую” речку (канал к охладительным прудам) и разноуровневое пересечение с железной дорогой широкой колей. Рядом же находилось управление ЧППЖТ (ЧТУ). От Балахны-Пасс шёл путь на картонную фабрику прямо по жилым улицам, а по выходе из жилой зоны соединялся с колеёй 1520мм образуя трёхничтоный путь. Далее пересекая шоссе Нижний Новгород - Иваново уходил за ворота картонной фабрики (в настоящее время не функционирует).
Станция Балахна-Сортировочная
Основная станция ЧТУ. С северной части станции пути шли на ГоГРЭС ,в депо ЧТУ, а так же на станцию Балахна-Пассажирская и до картонной фабрики. С южной части станции шёл один путь в сторону Сергеевки, в районе пересечения с ширококолейной дорогой Горький - Заволжье ГЖД путь был трёхниточным.
Станция Голышево
Узловая станция на 4 направления (Балахна, Талицы, Лух, Чистое). На станции находился вокзал, тепловозное депо (гараж) на 6 тепловозов. В посёлке Чистом находилось торфопредприятие, существовал пассажирский поезд Голышево - Чистое из ЭСУ с вагонами.
Станция Лух
Лух - это станция в посёлке Мугреевский Бор названная в честь реки, протекающей неподалёку. Мост через реку находился в горловине станции в сторону Утреха, железобетонные опоры моста целы до сих пор. Ранее на станции имелся разворотный треугольник, вероятно заброшен после внедрения на дороге тепловозной тяги. В настоящее время треугольник хорошо просматривается по насыпям.
На станции имелся тупик длиной около 1 км для погрузки леса с Фролищенского Леспромхоза. Тупик построен в 68 году после разбора узкоколейки Почайка - Санхар, к нему ведёт бетонная дорога из Фролищ.
Станция Мугреево
На станции было вагоноремонтное депо.
Станция Талицы
На окраине Талиц был металлический мост через Лух, который сохранился и по сей день. В самих Талицах была станция, на которой прибывали пассажирские поезда как из Южи, так и из Балахны.
Схема УЖД
Схема путей ЧТУ не претендует на абсолютную точность и составлена исходя из расположения насыпей.
Пассажирское движение ЧТУ
Пассажирские поезда отправлялись от ст. Балахна-Пассажирская, ориентировочно с 1994-95 гг. поезда стали отправляться от депо или ст. Балахна-Сортировочная. В 1996 году два раза в неделю поезда курсировали по маршруту Балахна – Талицы (91 км): из Балахны отходили в 18.45 по четвергам и субботам, обратно из Талиц – в 00.00 этого же дня (в полночь). Поезд состоял из 5-7 вагонов.
Пассажирские маршруты
- Балахна - Чистое
- Балахна - Большое (включая прицепные вагоны на Дубовичье и Талицы)
- Голышево - Чистое (2 км)
О движение пассажирских поездов на маршруте Голышево - Лух ничего неизвестно.
Торфопредприятия Чернораменского торфотреста
ЧТУ обслуживало несколько торфопредприятий:
- Чернораменское (Балахна),
- Первомайское (вблизи города Заволжье),
- Чистое (посёлок Чистое),
- Мугреевское (пос. Мугреевский в Ивановской области),
- Сормовское торфопредприятие в пос. Березовая Пойма.
Где находится и как доехать, время работы
Адрес: Нижегородская область, Балахна
Время работы: не работает
Балахнинская УЖД на карте
GPS координаты: 56.488642, 43.579049