УЖД Ситники - Рустай - Камская

Торфовозная узкоколейная железная дорога

1 оценило

УЖД Ситники - Рустай - Камская — это торфовозная узкоколейная железная дорога, полностью разобрана в 2000-е годы.

Перегон Керженец - Пионерский
Перегон Керженец - Пионерский

Общая длина всех путей узкоколейной системы Ситники - Рустай - Камская в развернутом виде превышала 500 километров. Образовалась как УЖД различных предпритяий в Горьковское транспортное управление, а затем Горьковское Предприятие Промышленного Железнодорожного транспорта (ГППЖТ). Назначение: торфовозная, лесовозная, общего пользования. На дороге, вплоть до разборки существовало регулярное пассажирское движение. Дорога была оборудована СЦБ: на главном пути Ситники-Рустай были светофоры и автоматические стрелки.

История УЖД

Торфоразработки в окрестностях Ситников существовали с конца 20-х годов, тогда же и началась постройка УЖД. В конце 40-х годов построена линия на на Чистое Борское (Большое Пикино) и Керженец. Участок Керженец - Рустай - Камская построен в конце 70х годов с использованием железобетонных шпал и СЦБ.

Хронология строительства

  • Ситниково - конец 20х годов
  • Волга (пристань) - Тесовая (Бор) - Выползово - Озерки - Керженец (открыта в 1944 г)
  • Рустай - Калиниха (Борский ЛПХ) - 40е годы
  • Рустай - Камская - 70е годы

Ликвидация УЖД

Хронология закрытия участков:

  • Рустай - Калиниха (Воскресенское) - 70е годы
  • Большеорловский - Дубёнки - 70е годы.
  • Большеорловский - Оманово (до пересечения с торфовозной УЖД) - 70е годы
  • Бор - Чистое Борское - 80е годы
  • Керженец - Пионерский - 1997 год
  • Ситники - Рустай - Камская - 2002 год
  • УЖД Борского стекольного завода - 2002 год
  • УЖД Большеорловского ТПР - 2012 год
  • УЖД Керженского ТПР - 2014 год

Деградация движения по узкоколейке началась в 1980-х годах в связи с падением спроса на торф.

Основная часть путей разобрана в 2002 году, окончательное закрытие системы в 2014 году. Были сохранены участки сети Керженского и Большеорловского торфопредприятий для снабжения одноимённых посёлков торфом. В Керженце существовал торфобрикетный завод, в последние годы не функционировавший. В Больших Орлах УЖД закрыта в 2012 году, в Керженце в 2014 году в связи с переводом котельных на газ.

Заброшенный вокзал в Керженце
Заброшенный вокзал в Керженце

Магистральные направления

  • Ситниково - Керженец - Большеорловский - Рустай - Камская
  • Керженец - Пионерский
  • Ситники - Чистоборское - Ламенский
  • Рустай - Калиниха
  • Бор - Большеорловский

Станция Ситниково и торфобрикетный завод

Главная станция дороги, здесь находилось управление, депо, пассажирский вокзал. Торф свозился на станцию Ситниково на торфобрикетный завод, построенный в 80е годы. Остатки большого торфобрикетного завода существуют до сих пор, целы практически все здания, включая перегруз. От станции Ситниково практически не осталось и следа, деревянный вокзал разрушен. Деповские строения стоят в разрушенном и полуразрушенном состоянии. В 2005 году на станции оставалось несколько пожарных цистерн. В 2007 году там выкопали кабель СЦБ. В 2008 году на станции можно найти пару остовов пассажирских вагонов. По всему поселку встречаются используемые в различных целях вагоны ТСВ и ТНВ.

Пассажирское движение на ГППЖТ

Регулярное пассажирское движение существовало до 1995 года. До 99 года и до разборки всей системы периодически назначались пассажирские поезда от Ситникова до Камской.

  • Ситниково - Керженец
  • Ситниково - Центральный
  • Ситниково - Рустай
  • Ситниково - Рустай - Камская (19:50 - 00:44)
  • Ситниково - Пионерский
  • Тесовая (Бор) - Выползово - Озерки - Большие Орлы - Рустай

УЖД Борского леспромхоза

Заброшенное пересечение с УЖД Борского ЛПХ
Заброшенное пересечение с УЖД Борского ЛПХ

Основное направление: Волга - Дубёнки - Площадка - Ватома - Большеорловский - Орловский - Берёзовка - Рустай.

Дорогу в 40х годах дорогу строили немецкие военнопленные. Линия была построена практически до Воскресенска, однако была разобрана в 60-70х годах. ЛПХ ликвидирован в 70-х годах с ликвидацией путей используемых для вывоза леса. Впоследствии была объединена в ГППЖТ.

Информация из газеты "За благоустройство города" (приложение к газете "Горьковская коммуна"), 16.08. и 18.11.1944

Строительство УКЖД Бор-Керженец начато 15.08.1943. По состоянию на 16.08.44 земляное полотно готово полностью, рельсы уложены на 24 км. Общая длина 52 км + 3 км ветка к Пикинскому торфопредприятию. Строительство имело 1 паровоз и 5 платформ. 1 паровоз предоставлялся Ситниковским торфопредприятием.

Основная статья: УЖД Борского леспромхоза.

УЖД Керженского торофопредприятия

Узкоколейка торфопредприятия в пос. Керженец сущестовала после разбора основной сети ГППЖТ с 2002 по 2014 год. 

УЖД Большеорловского торофопредприятия

Узкоколейка торфопредприятия в пос. Большеорловский сущестовала после разбора основной сети ГППЖТ с 2002 по 2012 год. 

УЖД Борского стеклозавода

Образована из участка сети ГППЖТ и Борского леспромхоза до песчаного карьера. Длина около 4х км. Использовалась для нужд стекольного завода. Разобрана в 2002 году.

Основная статья: УЖД Борского леспромхоза.

Где находится и как доехать, время работы

 Адрес: Нижегородская область

 Время работы: не работает (разобрана)

УЖД Ситники - Рустай - Камская на карте

 GPS координаты: 56.471188, 44.055025

Фотографии Ситниковской УЖД - 30 фото

 Фотографии узкоколейки в Ситники - Рустай

 Фото остатков узкоколейки в Ситниках

| Узкоколейные ЖД | 691 | 5 | 1

Отзыв о статье «УЖД Ситники - Рустай - Камская»

В этой статье ещё нет отзывов. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.

  Оставить отзыв

Ваше имя или ник


Адрес электронной почты (для уведомлений)

Ваш комментарий к статье