Система электрического трамвая в Дзержинске
Дзержинский трамвай — старейший вид транспорта в Дзержинске. В 2003 году трамваю в Дзержинске исполнилось 70 лет. Закрыт в 2015 году.
Маршруты
До 2006 в Дзержинске было 6 трамвайных маршрутов, которые обслуживало два трамвайных депо, включая длиннейшую в России линию в Восточную промзону.
Маршруты в период максимального развития сети:
- №1. Пос им. Свердлова — Платф. 421 км
- №2. ПО «Заря» — ст. Игумново (Трамвайный парк — с 2003 по 2009 годы)
- №3. Вокзал — Улица Островского
- №4. Вокзал — Швейная фабрика (в часы «пик» — до ПО «Заря»)
- №5. Пос. им. Свердлова — Трамвайный парк (улица Островского — до 2002 года)
- №6. Улица Островского — Платф. 421 км
По состоянию на 2015 год в Дзержинске остаются два трамвайных маршрута.
- №4 Вокзал — Швейная фабрика
- №5 пос. им. Свердлова — Трамвайное депо № 1
Подвижной состав
Большая часть вагонов трамвая в Дзержинске перед закрытием системы - вагоны КТМ-5 (71-605) и несколько вагонов КТМ-8 (71-608). Ранее эксплуатировались вагоны серий «Х» и «М», а затем вагоны РВЗ-6М.
Подвижной состав обслуживался в двух трамвайных депо:
- Депо №1 открыто в 1947 году, закрыто в 2000 году
- Депо №2 открыто в 1989 году, закрыто в 2015 году
Историческая справка
7 ноября 1933 состоялся пуск трамвайного движения по маршруту № 1. ПО «Корунд» — пл. Дзержинского, в следующем году маршрут продляют до пос. им. Свердлова.
В 1935 продление линии на восток до ст. Игумново, а в 1938 году до платф. Ворошиловская.
В 1939 готу вся трамвайная сеть становится двухпутной.
В 1948 продление линии на восток до Тимирязевской.
В 1971 году построена служебная линия по ул. Черняховского и открытие новой трамвайной линии «Городское полукольцо» (маршрут №3), в этом же году открыта линия от Швейной фабрики до ПО «Заря».
В 1973 году продление линии маршрута № 1 до платф. 421 км (Восточное кольцо).
В 1977 году построена линия линии Вокзал — ул. Свердлова по ул. Терешковой и Пушкинской (маршрут № 4).
В 1978 году достройка линии маршрута № 4 на участке ул. Свердлова — 9-й микрорайон.
В 1980 году достройка линии маршрута № 4 на участке 9-й микрорайон — пр. Ленинского Комсомола.
В 1982 году достройка линии маршрута № 4 на участке пр. Ленинского Комсомола — Швейная фабрика.
В 1989 введено в эксплуатацию трамвайное депо № 2 на Заревской объездной дороге.
В 2000 году закрыто трамвайное депо № 1, подвижной состав передан в депо №2.
В 2005 году мэр Дзержинска Виктор Портнов пообещал ТТУ закупить б/у 10 вагонов чешского производства, однако на конец 2007 года о новых вагонах так ничего и не слышно.
Весной 2006 года было объявлено о приостановлении движения трамваев от Игумново до Восточного Кольца, концу 2006 года оба пути были демонтированы.
Весной 2007 года в результате карстового провала движение по линии в промзону было прекращено.
Летом 2007 года было объявлено о планах замены трамвайного маршрута №3 на троллейбусный, для этого по всему маршруту трамвая были заменены опоры и подвешена троллейбусная контактная сеть. Было объявлено, что если эксперимент будет признан удачным, то трамвай в Дзержинске будет полностью заменен троллейбусом.
В 2008 маршрут №3 заменён троллейбусом.
В 2009 году закрываются маршруты № 2 Трамвайное депо № 1 – ПО "Заря"; № 2А Швейная фабрика – ПО "Заря". По маршруту № 4 рейсы до ПО "Заря" выполняются не более 5 раз в рабочие дни.
В 2010 году окончательное закрытие участка Трамвайное депо № 2 – ПО "Заря". Маршрут № 4 Вокзал – Швейная фабрика. Закрытие служебной линии по ул. Черняховского на кольцо ул. Островского. Закрыт диспетчерский пункт "Трамвайное депо № 1".
В 2013 году закрытие и разбор участка Трамвайное депо № 1 – ПО "Корунд". Маршрут № 1 закрыт. Историческая линия в промзону окончательно прекратила своё существование.
В 2014 году демонтаж путей служебной линии трамвая по ул. Черняховского. Закрыт диспетчерский пункт "Швейная фабрика".
18 декабря 2015 года закрыто движение по оставшимся двум маршрутам.
Где находится и как доехать, время работы
Адрес: Нижегородская область, Дзержинск
Время работы: не работает