Система электрического трамвая в Нижнем Новгороде

Нижегородский трамвай — это система электрического трамвая в Нижнем Новгороде.


Историческая справка
Трамвайное пассажирское движение в Нижнем Новгороде было открыто 8 мая 1896 года. Этому знаменательному событию предшествовала долгая техническая и правовая подготовка со стороны всех заинтересованных лиц: городской управы и компаний-подрядчиков - только летом 1895 года был заключен договор на строительство трамвайных линий в Нижнем Новгороде. Начало трамвайного движения приурочили к открытию Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года.
После закрытия Выставки узкоколейный трамвай был демонтирован, а две остальные системы продолжили функционирование. Несколько раз они меняли владельцев, причем городская управа практически не получала прибыли от трамвайного движения. Условия труда трамвайщиков были очень тяжелыми, а заработная плата ниже по сравнению с Москвой или Санкт-Петербургом; поэтому работники трамвайного хозяйства принимали активное участие в событиях 1905 года. Однако несмотря на все сложности общая протяженность линий увеличивалась.
К 1915 году было проложено 13 километров трамвайных линий, парк насчитывал 27 вагонов трёх типов: заводов Эрликон, Гастынского и Путиловского.
В мае 2016 года Нижегородский трамвай отметил своё 120-летие.
Трамвайные депо
Трамвайную сеть Нижнего Новгорода обслуживают 3 трамвайных депо:
- Трамвайное депо №1. (ул. Генерала Ивлиева, д. 1) Построено в 1969 году, депо 150 единиц.
- Трамвайное депо №2. (ул. Народная, д. 43А) Построено в 1932 году, в 1997 году была проведена реконструкция депо с вводом дополнительных мощностей площадью 1876 м.кв. Вместимость депо 150 единиц.
- Трамвайное депо №3. (пр. Молодежный, 52-квартал) Построено в 1965 году, вместимость депо – 100 единиц.
Подвижной состав

Первое трамвайное депо (нагорное) обслуживает свои маршруты одиночными вагонами КТМ-8К, КТМ-8КМ, КТМ-19К и КТМ-19КТ, 71-403, 71-407, 71-415Р (ретро). Маршруты 2-ого депо обслуживаются одиночными вагонами Т-3 разных модификаций, Т-3М (Т6В5), 71-403, 71-407, ЛМ-2008; на маршрутах №6 и №7 работают СМЕ из Татр Т-3 различных модификаций. Все маршруты 3-его депо обслуживаются как одиночными вагонами КТМ-5 и КТМ-19.
По состоянию на 2022 год работают вагоны следующих моделей:
- Tatra T3 (с 1977 года)
- Tatra T6B5 (с 1989 года)
- 71-605 (с 1973 года)
- 71-608КМ (с 1998 года)
- 71-619 (с 2005 года)
- Tatra T3SU КВР ТРЗ (с 2007 года)
- 71-623 (с 2009 года)
- ЛМ-2008 (с 2009 года)
- 71-407 (с 2012 года)
- 71-403 (c 2012 года)
- 71-409 (с 2014 года)
- РВЗ-6М2 (с 2015 года после КВР)
- 71-415Р (с 2021 года)
- БКМ 811 «МиНиН» (с 2022 года)
Tatra T-3
Tatra T-3 — трамвайные вагоны, изготовлявшиеся предприятием ЧКД-Прага с 1963 по 1988 год, в Горьком и Нижнем Новгороде эксплуатировались с 1978 по 2023 год.
Всего было получено 245 вагонов этого типа, которые поставлялись в депо №1 и 2. Эксплуатация оригинальных "ускорительных" вагонов Татра Т-3 в Нижнем Новгороде прекращена в 2023 году, однако модернизированные вагоны на базе Татры (Московский вагоноремонтный завод, вагоны Фобос-ТС) продолжают свою работу на маршрутах города.
БКМ Т811 «МиНиН»

«МиНиН» — это трамвайный вагон модели БКМ Т811 иготовленный для Нижнего Новгорода в рамках концессионного соглашения по модернизации трамвайной сети.
Основная статья: БКМ Т811 «МиНиН».
Ретро-вагоны


В 2022 году в Нижнем Новгороде работают "ретро" трамваи: РВЗ-6, КМ, а также стилизированные под старину вагоны 71-415Р производства завода «Уралтрансмаш».
Маршруты

По состоянию на 2022 год работают следующие маршруты:
№ | Конечные пункты | Маршрут следования | Примечание | |
---|---|---|---|---|
2 | Городское кольцо | ул. Белинского — ул. Большая Печёрская — ул. Пискунова — Чёрный пруд — ул. Октябрьская — ул. Добролюбова — ул. Ильинская — ул. Красносельская — ул. Белинского. | Кольцевые маршруты | |
3 | Московский вокзал — парк «Дубки» | ул. Чкалова — ул. Октябрьской Революции — Комсомольская пл. — Трамвайная ул. — ул. Профинтерна — ул. Глеба Успенского | ||
5 | Пл. Лядова — Мыза | ул. Кулибина — Оранжерейная ул. (обратно: ул. Тимирязева) — ул. Пушкина — ул. Нартова — Корейская ул. — ул. Терешковой — просп. Гагарина | ||
6 | Московский вокзал — Сормовский парк — Московский вокзал | Московский вокзал — ул. Гордеевская — ул. Народная — Сормовское шоссе — ул. Коминтерна — ул. Ефремова — ул. Вождей Революции — ул. Коммуны — ул. Черняховского — Сормовский парк — Берёзовская ул. — ул. Глинки — Сормовское шоссе — Народная ул. — Гордеевская ул. — Московский вокзал. | Полукольцевой маршрут | |
7 | Московский вокзал — Сормовский парк — Московский вокзал | Московский вокзал — ул. Гордеевская — ул. Народная — Сормовское шоссе — ул. Коминтерна — ул. Ефремова — ул. Вождей Революции — ул. Коммуны — ул. Черняховского — Сормовский парк — Берёзовская ул. — ул. Глинки — Сормовское шоссе — Народная ул. — Гордеевская ул. — Московский вокзал. | Полукольцевой маршрут | |
8 | ул.Игарская — Гнилицы | ул. Новикова-Прибоя — ул. Переходникова — просп. Ленина — ул. Героя Смирнова — ул. Минеева — ул. Патриотов — Ореховская ул. — ул.Рельсовая | ||
11 | Чёрный пруд — ул.Рождественская | ул. Октябрьская — Зеленский съезд | однопутное реверсивное движение | |
17 | ул. Игарская — 52-й квартал | ул. Новикова-Прибоя — ул. Переходникова — просп. Ленина — просп. Кирова — ул. Красных Партизан — Молодёжный просп. | ||
18 | Пл. Лядова — Лапшиха — пл. Лядова | ул. Тимирязева (обратно: Оранжерейная ул.) — ул. Кулибина — ул. Белинского — Ошарская ул. — Лапшиха — Кузнечихинская ул. — ул. Бекетова — ул. Пушкина | Кольцевые маршруты | |
19 | IV нагорный мкр-н — Мыза | ул. Сусловой — Кузнечихинская ул. — ул. Бекетова — ул. Нартова — Корейская ул. — ул. Терешковой — просп. Гагарина | ||
21 | Чёрный пруд — парк «Дубки» | ул. Пискунова — Алексеевская ул. (обратно: Ошарская ул.) — Октябрьская ул. — ул. Добролюбова — Ильинская ул. — Красносельская ул. — Малая Ямская ул. — Окский съезд — Молитовский мост — Трамвайная ул. — ул. Профинтерна — ул. Глеба Успенского | ||
22 | . Метро «Автозаводская» - Соцгород II | просп. Ленина — просп. Кирова — ул. Строкина | ||
27 | IV нагорный мкр-н - Московский вокзал | ул. Сусловой — Ошарская ул. — ул. Белинского — Красносельская ул. — Малая Ямская ул. — Окский съезд — Молитовский мост — Комсомольская пл. — ул. Октябрьской Революции — ул. Чкалова — | ||
417 | Московский вокзал — 52-й квартал | ул. Чкалова — ул. Октябрьской Революции — Обуховская ул. — Спортивная ул. — Климовская ул. — Зелёная ул. — Кременчугская ул. — ул. Дружбы — ул. Аксакова — ул. Новикова-Прибоя — ул. Переходникова — просп. Ленина — просп. Кирова — ул. Красных Партизан — Молодёжный просп. |
Съезды
Нагорная часть города имеет имеет горный профиль пути. В городе имеется несколько уклонов с трамвайными съездами, движение по которым регулирутся светофорами СЦБ:
- Новоокский съезд
- Зеленский съезд
- Пушкинский съезд
- Нартовский съезд
- Ошарский съезд
- Кузнечихинский съезд
Где находится и как доехать, время работы
Адрес: Нижний Новгород
Время работы: ежедневно