Нижегородский трамвай

Система электрического трамвая в Нижнем Новгороде

1 оценило

Нижегородский трамвай — это система электрического трамвая в Нижнем Новгороде.

Нижегородский трамвай
Нижегородский трамвай

Трамвай в Нижнем Новгороде
Трамвай в Нижнем Новгороде

Историческая справка

Трамвайное пассажирское движение в Нижнем Новгороде было открыто 8 мая 1896 года. Этому знаменательному событию предшествовала долгая техническая и правовая подготовка со стороны всех заинтересованных лиц: городской управы и компаний-подрядчиков - только летом 1895 года был заключен договор на строительство трамвайных линий в Нижнем Новгороде. Начало трамвайного движения приурочили к открытию Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года.

После закрытия Выставки узкоколейный трамвай был демонтирован, а две остальные системы продолжили функционирование. Несколько раз они меняли владельцев, причем городская управа практически не получала прибыли от трамвайного движения. Условия труда трамвайщиков были очень тяжелыми, а заработная плата ниже по сравнению с Москвой или Санкт-Петербургом; поэтому работники трамвайного хозяйства принимали активное участие в событиях 1905 года. Однако несмотря на все сложности общая протяженность линий увеличивалась.

К 1915 году было проложено 13 километров трамвайных линий, парк насчитывал 27 вагонов трёх типов: заводов Эрликон, Гастынского и Путиловского.

В мае 2016 года Нижегородский трамвай отметил своё 120-летие.

Современное состояние

В настоящее время травайная сеть в Нижнем Новгороде единая, нагорная и заречная части связаны трамвайными путями по Молитовскому мосту и Окскому съезду. Длина трамвайной сети 186,19 километров в однопутном исчислении, на которой работают 14 трамвайных маршрутов (по состоянию на 2023 год), которые обслуживают три трамвайных депо. Оператором нижегородского трамвая с 2023 года выступает ООО «Экологические проекты», а ранее - ГП НО «Нижегородэлектротранс». 

Нагорная часть города имеет имеет горный профиль пути. В городе имеется несколько уклонов с трамвайными съездами, движение по которым регулирутся светофорами СЦБ:

  • Новоокский съезд
  • Зеленский съезд
  • Пушкинский съезд
  • Нартовский съезд
  • Ошарский съезд
  • Кузнечихинский съезд

Концессионное соглашение

В октябре 2022 года было подписано концессионное соглашение на 25 лет и 50,4 млрд рублей по спасению трамвая. Сумма включает в себя средства инвестора (35 млрд) и безвозмездную субсидию (15,1 млрд), где 4% — доля регионального бюджета. Концессионером выступила компания «Экологические проекты», учредителями которой являются АО «Корпорация развития Нижегородской области» (99%) и «Технопарк Н2О» (1%).

В ноябре 2022 года началась модернизация трамвайной системы в рамках концессионного соглашения. Работы по модернизации трамвайной системы и обновления подвижного состава, должны быть выполнены до 2026 года.

После модернизации инфраструктуры средняя скорость трамвая увеличится на 45% - с текущих 12,7 км/ч до 18,4 км/ч, а рост пассажиропотока позволит сделать трамвайные перевозки в Нижнем Новгороде безубыточными.

Выполненный ремонт путей в рамках концессии
Выполненный ремонт путей в рамках концессии

Выполненный ремонт путей в рамках концессии
Выполненный ремонт путей в рамках концессии

Трамвайные депо

Трамвайную сеть Нижнего Новгорода обслуживают 3 трамвайных депо:

  • Трамвайное депо №1. (ул. Генерала Ивлиева, д. 1) Построено в 1969 году, депо 150 единиц.
  • Трамвайное депо №2. (ул. Народная, д. 43А) Построено в 1932 году, в 1997 году была проведена реконструкция депо с вводом дополнительных мощностей площадью 1876 м.кв. Вместимость депо 150 единиц.
  • Трамвайное депо №3. (пр. Молодежный, 52-квартал) Построено в 1965 году, вместимость депо – 100 единиц.

Подвижной состав

Вагон 71-619КТ
Вагон 71-619КТ

Первое трамвайное депо (нагорное) обслуживает свои маршруты одиночными вагонами КТМ-8К, КТМ-8КМ, КТМ-19К и КТМ-19КТ, 71-403, 71-407, 71-415Р (ретро). Маршруты 2-ого депо обслуживаются одиночными вагонами Т-3 разных модификаций, Т-3М (Т6В5), 71-403, 71-407, ЛМ-2008; на маршрутах №6 и №7 работают СМЕ из Татр Т-3 различных модификаций. Все маршруты 3-его депо обслуживаются как одиночными вагонами КТМ-5 и КТМ-19.

По состоянию на 2022 год работают вагоны следующих моделей:

  • Tatra T3 (с 1977 года)
  • Tatra T6B5 (с 1989 года)
  • 71-605 (с 1973 года)
  • 71-608КМ (с 1998 года)
  • 71-619 (с 2005 года)
  • Tatra T3SU КВР ТРЗ (с 2007 года)
  • 71-623 (с 2009 года)
  • ЛМ-2008 (с 2009 года)
  • 71-407 (с 2012 года)
  • 71-403 (c 2012 года)
  • 71-409 (с 2014 года)
  • РВЗ-6М2 (с 2015 года после КВР)
  • 71-415Р (с 2021 года)
  • БКМ 811 «МиНиН» (с 2022 года)

Ранее перевозки пассажиров выполнялись вагонами следующих моделей:

  • Вагоны фирмы Эрликон (колея 1000 мм; с 1896 по 1929 год; в 1923 году часть вагонов была перешита на колею 1524 мм)
  • Фонарные вагоны Путиловского завода
  • Вагоны варшавского завода Гостыньского (по 1920-е годы)
  • Ф (с 1925 по 1950? год)
  • МС/ПС (1927 год?, период неизвестен)
  • Х/М (с 1929 по 1968 год)
  • КМ (с 1935 по 1973 год)
  • МТВ-82 (с 1949 по 1977 год)
  • КТМ/КТП-1 (с начала 1950-х по начало 1960-х годов)
  • ЛМ/ЛП-49 (с 1958 по 1980 год)
  • ЛМ-57 (с 1961 по 1983 год)
  • ЛМ-68 (с 1970 по 1981 год)
  • ЛМ-68М (с 1975 по 1987 год)
  • РВЗ-6 (с 1961 по 2005 год)
  • РВЗ-7 (с 1976 по 1982 год, на испытаниях)

Вагоны Tatra T-3

Tatra T-3 — трамвайные вагоны, изготовлявшиеся предприятием ЧКД-Прага с 1963 по 1988 год, в Горьком и Нижнем Новгороде эксплуатировались с 1978 по 2023 год.

Татра Т3 по 7-му маршруту
Татра Т3 по 7-му маршруту

Всего было получено 245 вагонов этого типа, которые поставлялись в депо №1 и 2. Эксплуатация оригинальных "ускорительных" вагонов Татра Т-3 в Нижнем Новгороде прекращена в 2023 году, однако модернизированные вагоны на базе Татры (Московский вагоноремонтный завод, вагоны Фобос-ТС) продолжают свою работу на маршрутах города.

Вагоны Т6Б5 (Т3М)

Вагон Т6Б5 (Т3М) в Дубках
Вагон Т6Б5 (Т3М) в Дубках

Tatra-T6B5 (Т3-М) четырехосный трамвайны вагон, оснащенный тиристорно-импульсной системой управления тяговыми двигателями (ТИСУ), стали поступать в Горький 1989 году. Эксплуатировались как одиночками, так и в системе многих единиц (СМЕ). Эксплуатация СМЕ прекращена в 2021 году, эксплуатация одиночек прекращена в 2023 году с закрытием трамвайного депо №2 на реконструкцию. По состояню на лето 2023 года эксплуатируется один вагон Т6Б5 под номером ВБ-1 (Вагон-бар).

Вагоны КТМ-5

КТМ-5 (71-605) — высокопольный четырёхосный односторонний трамвайный вагон, выпускался Усть Катавским Вагоностроительным Заводом с 1969 по 1992 год. В Горьком и Нижнем Новгороде эксплуатируется с 1973 года. Первоначально вагоны КТМ-5 поступали в 1-е трамвайное депо, однако позже все вагоны этой модели были переданы в 3-е трамвайное депо и позже поступали только туда. До 2000-х годов и поступления вагонов КТМ-19, КТМ-5 и его модификации были единственной моделью в этом депо.

Вагоны КТМ-8

КТМ-71-608 — серия высокопольных четырёхосных трамвайных вагонов производства Усть-Катавского вагоностроительного завода.

Выпускался УКВЗ с 1990 года, в Нижний Новгород первая партия поступила в 1995 году. Модификация КТМ-71-608КМ поставлялась в Нижний Новгород с 1996 года. Последние поставки этой модели в город были в 2004 году. Все вагоны модели КТМ-8 и его модификации работают в 1-м трамвайном депо.

Вагоны 71-619

71-619 (КТМ-19) — серия высокопольных трамвайных вагонов с двумя двухосными тележками, выпускается с 1999 года,  эксплуатируется в Нижнем Новгороде с 2005 года.

Вагоны КТМ-19 эксплуатируются в депо №1 и №3, в обоих депо эксплуатирутся модификации 71-619КТ с контакторно-транзисторной системой управления и 71-619А с асинхронным тяговым приводом. В 2020 году в Нижний Новгород поступила партия трамвайных вагонов 71-619А б/у из Москвы.

Вагон 71-623

Вагон КТМ 71-623 в Нижнем Новгороде
Вагон КТМ 71-623 в Нижнем Новгороде

71-623 — пассажирский четырёхосный трамвайный вагон с переменным уровнем пола (полунизкопольный) производства Усть-Катавского вагоностроительного завода.

Эксплуатируется в Нижнем Новгороде с 2009 года, когда в город поступил один предсерийный вагон модели 71-623 с заводским №2 в трамвайное депо №1. По состоянию на 2023 год не эксплуатируется долгое время и фактически отставлен от работы.

Вагоны 71-403

Вагоны УТМ 71-403 «Спектр» — российский пассажирский высокопольный трамвай, производившийся заводом ОАО «Уралтрансмаш» с 2003 по 2012 годы. Последние кузова УТМ 71-403 доукомплектовывались деталями от УТМ 71-405 и поставлялись в Нижний Тагил и Нижний Новгород. В Нижнем Новгороде эксплуатируются с 2011 года в трамвайных депо №1 и №2.

Вагоны 71-407

Вагоны 71-407 — российский пассажирский односторонний четырёхосный высокопольный трамвайный вагон с переменным уровнем пола и асинхронным тяговым электродвигателем производства ОАО «Уралтрансмаш», выпускается с 2009 года, в Нижнем Новгороде эксплуатируется с 2012 года в трамвайных депо №1 и №2.

Вагон 71-409

Вагон 71-409 — пассажирский односторонний четырёхосный низкопольный трёхсекционный сочленённый трамвайный вагон производства ОАО «Уралтрансмаш», выпускается с 2011 года. Всего выпущено 4 штуки (вместе с модификацией 71-409-01), в Нижнем Новгороде эксплуатируется опытный экземпляр под инвентарным номером 2016.

Вагоны ЛМ-2008 (71-153)

ЛМ-2008 (71-153) — пассажирский односекционный четырёхосный трамвайный вагон с низкопольной площадкой в середине вагона.

В 2009 году в трамвайное депо №2 поступил трамвайный вагон ЛМ-2008 (71-153). В 2019 году в то же депо поступили 11 трамвайных вагонов б/у из Москвы, которые после необходимого осмотра вышли на трамвайные маршруты №№ 3, 6, 7, 21. В 2023 году все вагоны ЛМ-2008 были отстранены от работы в связи с началом реконструкции трамвайного депо.

БКМ Т811 «МиНиН»

Трамваи «МиНиН» в депо
Трамваи «МиНиН» в депо

«МиНиН» — это трамвайный вагон модели БКМ Т811 иготовленный для Нижнего Новгорода в рамках концессионного соглашения по модернизации трамвайной сети.

Основная статья: БКМ Т811 «МиНиН».

Ретро-вагоны

Трамвай РВЗ-6М2 на Рождественской улице
Трамвай РВЗ-6М2 на Рождественской улице

Вагон КМ на улице Рождественской
Вагон КМ на улице Рождественской

В 2022 году в Нижнем Новгороде работают "ретро" трамваи: РВЗ-6, КМ, а также стилизированные под старину вагоны 71-415Р производства завода «Уралтрансмаш».

Вагоны из Москвы

Трамвайное хозяйство в течение нескольких лет получало трамвайные вагоны б/у из Москвы. Так, в 2000-е годы было куплено несколько вагонов Татра Т3Е, а также модернизированных вагонов Татра Т-3 для работы на маршрутах №№1,3,6,7,21.

В 2018 году из Москвы передано 11 трамвайных вагонов ЛМ-2008 2009–2010 годов выпуска, 3 из них поступили в нерабочем состоянии как "комплект запчастей".

В 2020 году из Москвы передано 10 трамвайных вагонов КТМ-19 для трамвайных депо №1 и №3.

В 2021 году из Москвы передано 35 бывших в употреблении модернизированных трамвайных вагонов «Татра» Т-3:

  • МТТЧ (25 единиц)
  • МТТЕ (10 единиц)

Специальный подвижной состав

Помимо линейных вагонов в городе работают снегоочистители (РГС-2, ГС-4, ВТК-24, ГЭТ, ВТК-01), вагоны-вышки для осмотра и ремонта конатктной сети на базе Tatra T3SU и КТМ-5М3, вагон-самосвал с грейферной установкой, вагон-кран, рельсотранспортёры, грузовые вагоны. Ранее работали поливомоечные вагоны на базе РВЗ-6М. Кроме этого работает вагон-бар ВБ-1 на базе Tatra T6B5SU для проведния экскурсий по городу.

Вагон вышка ВВ-1
Вагон вышка ВВ-1

Снегоочиститель С-28
Снегоочиститель С-28

Маршруты нижегородского трамвая

Трамвайное кольцо на Комсомольской площади
Трамвайное кольцо на Комсомольской площади

По состоянию на 2022 год работают следующие маршруты:

Конечные пунктыМаршрут следованияПримечание
2 Городское кольцо ул. Белинского — ул. Большая Печёрская — ул. Пискунова — Чёрный пруд — ул. Октябрьская — ул. Добролюбова — ул. Ильинская — ул. Красносельская — ул. Белинского. Кольцевые маршруты
3 Московский вокзал — парк «Дубки» ул. Чкалова — ул. Октябрьской Революции — Комсомольская пл. — Трамвайная ул. — ул. Профинтерна — ул. Глеба Успенского  
5 Пл. Лядова — Мыза ул. Кулибина — Оранжерейная ул. (обратно: ул. Тимирязева) — ул. Пушкина — ул. Нартова — Корейская ул. — ул. Терешковой — просп. Гагарина  
6 Московский вокзал — Сормовский парк — Московский вокзал Московский вокзал — ул. Гордеевская — ул. Народная — Сормовское шоссе — ул. Коминтерна — ул. Ефремова — ул. Вождей Революции — ул. Коммуны — ул. Черняховского — Сормовский парк — Берёзовская ул. — ул. Глинки — Сормовское шоссе — Народная ул. — Гордеевская ул. — Московский вокзал. Полукольцевой маршрут
7 Московский вокзал — Сормовский парк — Московский вокзал Московский вокзал — ул. Гордеевская — ул. Народная — Сормовское шоссе — ул. Коминтерна — ул. Ефремова — ул. Вождей Революции — ул. Коммуны — ул. Черняховского — Сормовский парк — Берёзовская ул. — ул. Глинки — Сормовское шоссе — Народная ул. — Гордеевская ул. — Московский вокзал. Полукольцевой маршрут
8 ул.Игарская — Гнилицы ул. Новикова-Прибоя — ул. Переходникова — просп. Ленина — ул. Героя Смирнова — ул. Минеева — ул. Патриотов — Ореховская ул. — ул.Рельсовая  
11 Чёрный пруд — ул.Рождественская ул. Октябрьская — Зеленский съезд однопутное реверсивное движение
17 ул. Игарская — 52-й квартал ул. Новикова-Прибоя — ул. Переходникова — просп. Ленина — просп. Кирова — ул. Красных Партизан — Молодёжный просп.  
18 Пл. Лядова — Лапшиха — пл. Лядова ул. Тимирязева (обратно: Оранжерейная ул.) — ул. Кулибина — ул. Белинского — Ошарская ул. — Лапшиха — Кузнечихинская ул. — ул. Бекетова — ул. Пушкина Кольцевые маршруты
19 IV нагорный мкр-н — Мыза ул. Сусловой — Кузнечихинская ул. — ул. Бекетова — ул. Нартова — Корейская ул. — ул. Терешковой — просп. Гагарина  
21 Чёрный пруд — парк «Дубки» ул. Пискунова — Алексеевская ул. (обратно: Ошарская ул.) — Октябрьская ул. — ул. Добролюбова — Ильинская ул. — Красносельская ул. — Малая Ямская ул. — Окский съезд — Молитовский мост — Трамвайная ул. — ул. Профинтерна — ул. Глеба Успенского  
22 . Метро «Автозаводская» - Соцгород II просп. Ленина — просп. Кирова — ул. Строкина  
27 IV нагорный мкр-н - Московский вокзал ул. Сусловой — Ошарская ул. — ул. Белинского — Красносельская ул. — Малая Ямская ул. — Окский съезд — Молитовский мост — Комсомольская пл. — ул. Октябрьской Революции — ул. Чкалова —  
417 Московский вокзал — 52-й квартал ул. Чкалова — ул. Октябрьской Революции — Обуховская ул. — Спортивная ул. — Климовская ул. — Зелёная ул. — Кременчугская ул. — ул. Дружбы — ул. Аксакова — ул. Новикова-Прибоя — ул. Переходникова — просп. Ленина — просп. Кирова — ул. Красных Партизан — Молодёжный просп.

 

Конечная станция Игарская
Конечная станция Игарская

Где находится и как доехать, время работы

 Адрес: Нижний Новгород

 Время работы: ежедневно

Фотографии Нижегородского трамвая - 51 фото

 Фото реконструкции трамвайных путей маршрутов 6,7 в Сормовском и Московском районах

 Фото трамваев в Нижнем Новгороде.

| Городской транспорт | 1747 | 5 | 1

Отзыв о статье «Нижегородский трамвай»

В этой статье ещё нет отзывов. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.

  Оставить отзыв

Ваше имя или ник


Адрес электронной почты (для уведомлений)

Ваш комментарий к статье