Система электрического трамвая в Нижнем Новгороде
Нижегородский трамвай — это система электрического трамвая в Нижнем Новгороде.
Историческая справка
Трамвайное пассажирское движение в Нижнем Новгороде было открыто 8 мая 1896 года. Этому знаменательному событию предшествовала долгая техническая и правовая подготовка со стороны всех заинтересованных лиц: городской управы и компаний-подрядчиков - только летом 1895 года был заключен договор на строительство трамвайных линий в Нижнем Новгороде. Начало трамвайного движения приурочили к открытию Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года.
После закрытия Выставки узкоколейный трамвай был демонтирован, а две остальные системы продолжили функционирование. Несколько раз они меняли владельцев, причем городская управа практически не получала прибыли от трамвайного движения. Условия труда трамвайщиков были очень тяжелыми, а заработная плата ниже по сравнению с Москвой или Санкт-Петербургом; поэтому работники трамвайного хозяйства принимали активное участие в событиях 1905 года. Однако несмотря на все сложности общая протяженность линий увеличивалась.
К 1915 году было проложено 13 километров трамвайных линий, парк насчитывал 27 вагонов трёх типов: заводов Эрликон, Гастынского и Путиловского.
В мае 2016 года Нижегородский трамвай отметил своё 120-летие.
Современное состояние
В настоящее время травайная сеть в Нижнем Новгороде единая, нагорная и заречная части связаны трамвайными путями по Молитовскому мосту и Окскому съезду. Длина трамвайной сети 186,19 километров в однопутном исчислении, на которой работают 14 трамвайных маршрутов (по состоянию на 2023 год), которые обслуживают три трамвайных депо. Оператором нижегородского трамвая с 2023 года выступает ООО «Экологические проекты», а ранее - ГП НО «Нижегородэлектротранс».
Нагорная часть города имеет имеет горный профиль пути. В городе имеется несколько уклонов с трамвайными съездами, движение по которым регулирутся светофорами СЦБ:
- Новоокский съезд
- Зеленский съезд
- Пушкинский съезд
- Нартовский съезд
- Ошарский съезд
- Кузнечихинский съезд
Концессионное соглашение
В октябре 2022 года было подписано концессионное соглашение на 25 лет и 50,4 млрд рублей по спасению трамвая. Сумма включает в себя средства инвестора (35 млрд) и безвозмездную субсидию (15,1 млрд), где 4% — доля регионального бюджета. Концессионером выступила компания «Экологические проекты», учредителями которой являются АО «Корпорация развития Нижегородской области» (99%) и «Технопарк Н2О» (1%).
В ноябре 2022 года началась модернизация трамвайной системы в рамках концессионного соглашения. Работы по модернизации трамвайной системы и обновления подвижного состава, должны быть выполнены до 2026 года.
После модернизации инфраструктуры средняя скорость трамвая увеличится на 45% - с текущих 12,7 км/ч до 18,4 км/ч, а рост пассажиропотока позволит сделать трамвайные перевозки в Нижнем Новгороде безубыточными.
Трамвайные депо
Трамвайную сеть Нижнего Новгорода обслуживают 3 трамвайных депо:
- Трамвайное депо №1. (ул. Генерала Ивлиева, д. 1) Построено в 1969 году, депо 150 единиц.
- Трамвайное депо №2. (ул. Народная, д. 43А) Построено в 1932 году, в 1997 году была проведена реконструкция депо с вводом дополнительных мощностей площадью 1876 м.кв. Вместимость депо 150 единиц.
- Трамвайное депо №3. (пр. Молодежный, 52-квартал) Построено в 1965 году, вместимость депо – 100 единиц.
Подвижной состав
Первое трамвайное депо (нагорное) обслуживает свои маршруты одиночными вагонами КТМ-8К, КТМ-8КМ, КТМ-19К и КТМ-19КТ, 71-403, 71-407, 71-415Р (ретро). Маршруты 2-ого депо обслуживаются одиночными вагонами Т-3 разных модификаций, Т-3М (Т6В5), 71-403, 71-407, ЛМ-2008; на маршрутах №6 и №7 работают СМЕ из Татр Т-3 различных модификаций. Все маршруты 3-его депо обслуживаются как одиночными вагонами КТМ-5 и КТМ-19.
По состоянию на 2022 год работают вагоны следующих моделей:
- Tatra T3 (с 1977 года)
- Tatra T6B5 (с 1989 года)
- 71-605 (с 1973 года)
- 71-608КМ (с 1998 года)
- 71-619 (с 2005 года)
- Tatra T3SU КВР ТРЗ (с 2007 года)
- 71-623 (с 2009 года)
- ЛМ-2008 (с 2009 года)
- 71-407 (с 2012 года)
- 71-403 (c 2012 года)
- 71-409 (с 2014 года)
- РВЗ-6М2 (с 2015 года после КВР)
- 71-415Р (с 2021 года)
- БКМ 811 «МиНиН» (с 2022 года)
Ранее перевозки пассажиров выполнялись вагонами следующих моделей:
- Вагоны фирмы Эрликон (колея 1000 мм; с 1896 по 1929 год; в 1923 году часть вагонов была перешита на колею 1524 мм)
- Фонарные вагоны Путиловского завода
- Вагоны варшавского завода Гостыньского (по 1920-е годы)
- Ф (с 1925 по 1950? год)
- МС/ПС (1927 год?, период неизвестен)
- Х/М (с 1929 по 1968 год)
- КМ (с 1935 по 1973 год)
- МТВ-82 (с 1949 по 1977 год)
- КТМ/КТП-1 (с начала 1950-х по начало 1960-х годов)
- ЛМ/ЛП-49 (с 1958 по 1980 год)
- ЛМ-57 (с 1961 по 1983 год)
- ЛМ-68 (с 1970 по 1981 год)
- ЛМ-68М (с 1975 по 1987 год)
- РВЗ-6 (с 1961 по 2005 год)
- РВЗ-7 (с 1976 по 1982 год, на испытаниях)
Вагоны Tatra T-3
Tatra T-3 — трамвайные вагоны, изготовлявшиеся предприятием ЧКД-Прага с 1963 по 1988 год, в Горьком и Нижнем Новгороде эксплуатировались с 1978 по 2023 год.
Всего было получено 245 вагонов этого типа, которые поставлялись в депо №1 и 2. Эксплуатация оригинальных "ускорительных" вагонов Татра Т-3 в Нижнем Новгороде прекращена в 2023 году, однако модернизированные вагоны на базе Татры (Московский вагоноремонтный завод, вагоны Фобос-ТС) продолжают свою работу на маршрутах города.
Вагоны Т6Б5 (Т3М)
Tatra-T6B5 (Т3-М) четырехосный трамвайны вагон, оснащенный тиристорно-импульсной системой управления тяговыми двигателями (ТИСУ), стали поступать в Горький 1989 году. Эксплуатировались как одиночками, так и в системе многих единиц (СМЕ). Эксплуатация СМЕ прекращена в 2021 году, эксплуатация одиночек прекращена в 2023 году с закрытием трамвайного депо №2 на реконструкцию. По состояню на лето 2023 года эксплуатируется один вагон Т6Б5 под номером ВБ-1 (Вагон-бар).
Вагоны КТМ-5
КТМ-5 (71-605) — высокопольный четырёхосный односторонний трамвайный вагон, выпускался Усть Катавским Вагоностроительным Заводом с 1969 по 1992 год. В Горьком и Нижнем Новгороде эксплуатируется с 1973 года. Первоначально вагоны КТМ-5 поступали в 1-е трамвайное депо, однако позже все вагоны этой модели были переданы в 3-е трамвайное депо и позже поступали только туда. До 2000-х годов и поступления вагонов КТМ-19, КТМ-5 и его модификации были единственной моделью в этом депо.
Вагоны КТМ-8
КТМ-71-608 — серия высокопольных четырёхосных трамвайных вагонов производства Усть-Катавского вагоностроительного завода.
Выпускался УКВЗ с 1990 года, в Нижний Новгород первая партия поступила в 1995 году. Модификация КТМ-71-608КМ поставлялась в Нижний Новгород с 1996 года. Последние поставки этой модели в город были в 2004 году. Все вагоны модели КТМ-8 и его модификации работают в 1-м трамвайном депо.
Вагоны 71-619
71-619 (КТМ-19) — серия высокопольных трамвайных вагонов с двумя двухосными тележками, выпускается с 1999 года, эксплуатируется в Нижнем Новгороде с 2005 года.
Вагоны КТМ-19 эксплуатируются в депо №1 и №3, в обоих депо эксплуатирутся модификации 71-619КТ с контакторно-транзисторной системой управления и 71-619А с асинхронным тяговым приводом. В 2020 году в Нижний Новгород поступила партия трамвайных вагонов 71-619А б/у из Москвы.
Вагон 71-623
71-623 — пассажирский четырёхосный трамвайный вагон с переменным уровнем пола (полунизкопольный) производства Усть-Катавского вагоностроительного завода.
Эксплуатируется в Нижнем Новгороде с 2009 года, когда в город поступил один предсерийный вагон модели 71-623 с заводским №2 в трамвайное депо №1. По состоянию на 2023 год не эксплуатируется долгое время и фактически отставлен от работы.
Вагоны 71-403
Вагоны УТМ 71-403 «Спектр» — российский пассажирский высокопольный трамвай, производившийся заводом ОАО «Уралтрансмаш» с 2003 по 2012 годы. Последние кузова УТМ 71-403 доукомплектовывались деталями от УТМ 71-405 и поставлялись в Нижний Тагил и Нижний Новгород. В Нижнем Новгороде эксплуатируются с 2011 года в трамвайных депо №1 и №2.
Вагоны 71-407
Вагоны 71-407 — российский пассажирский односторонний четырёхосный высокопольный трамвайный вагон с переменным уровнем пола и асинхронным тяговым электродвигателем производства ОАО «Уралтрансмаш», выпускается с 2009 года, в Нижнем Новгороде эксплуатируется с 2012 года в трамвайных депо №1 и №2.
Вагон 71-409
Вагон 71-409 — пассажирский односторонний четырёхосный низкопольный трёхсекционный сочленённый трамвайный вагон производства ОАО «Уралтрансмаш», выпускается с 2011 года. Всего выпущено 4 штуки (вместе с модификацией 71-409-01), в Нижнем Новгороде эксплуатируется опытный экземпляр под инвентарным номером 2016.
Вагоны ЛМ-2008 (71-153)
ЛМ-2008 (71-153) — пассажирский односекционный четырёхосный трамвайный вагон с низкопольной площадкой в середине вагона.
В 2009 году в трамвайное депо №2 поступил трамвайный вагон ЛМ-2008 (71-153). В 2019 году в то же депо поступили 11 трамвайных вагонов б/у из Москвы, которые после необходимого осмотра вышли на трамвайные маршруты №№ 3, 6, 7, 21. В 2023 году все вагоны ЛМ-2008 были отстранены от работы в связи с началом реконструкции трамвайного депо.
БКМ Т811 «МиНиН»
«МиНиН» — это трамвайный вагон модели БКМ Т811 иготовленный для Нижнего Новгорода в рамках концессионного соглашения по модернизации трамвайной сети.
Основная статья: БКМ Т811 «МиНиН».
Ретро-вагоны
В 2022 году в Нижнем Новгороде работают "ретро" трамваи: РВЗ-6, КМ, а также стилизированные под старину вагоны 71-415Р производства завода «Уралтрансмаш».
Вагоны из Москвы
Трамвайное хозяйство в течение нескольких лет получало трамвайные вагоны б/у из Москвы. Так, в 2000-е годы было куплено несколько вагонов Татра Т3Е, а также модернизированных вагонов Татра Т-3 для работы на маршрутах №№1,3,6,7,21.
В 2018 году из Москвы передано 11 трамвайных вагонов ЛМ-2008 2009–2010 годов выпуска, 3 из них поступили в нерабочем состоянии как "комплект запчастей".
В 2020 году из Москвы передано 10 трамвайных вагонов КТМ-19 для трамвайных депо №1 и №3.
В 2021 году из Москвы передано 35 бывших в употреблении модернизированных трамвайных вагонов «Татра» Т-3:
- МТТЧ (25 единиц)
- МТТЕ (10 единиц)
Специальный подвижной состав
Помимо линейных вагонов в городе работают снегоочистители (РГС-2, ГС-4, ВТК-24, ГЭТ, ВТК-01), вагоны-вышки для осмотра и ремонта конатктной сети на базе Tatra T3SU и КТМ-5М3, вагон-самосвал с грейферной установкой, вагон-кран, рельсотранспортёры, грузовые вагоны. Ранее работали поливомоечные вагоны на базе РВЗ-6М. Кроме этого работает вагон-бар ВБ-1 на базе Tatra T6B5SU для проведния экскурсий по городу.
Маршруты нижегородского трамвая
По состоянию на 2022 год работают следующие маршруты:
№ | Конечные пункты | Маршрут следования | Примечание | |
---|---|---|---|---|
2 | Городское кольцо | ул. Белинского — ул. Большая Печёрская — ул. Пискунова — Чёрный пруд — ул. Октябрьская — ул. Добролюбова — ул. Ильинская — ул. Красносельская — ул. Белинского. | Кольцевые маршруты | |
3 | Московский вокзал — парк «Дубки» | ул. Чкалова — ул. Октябрьской Революции — Комсомольская пл. — Трамвайная ул. — ул. Профинтерна — ул. Глеба Успенского | ||
5 | Пл. Лядова — Мыза | ул. Кулибина — Оранжерейная ул. (обратно: ул. Тимирязева) — ул. Пушкина — ул. Нартова — Корейская ул. — ул. Терешковой — просп. Гагарина | ||
6 | Московский вокзал — Сормовский парк — Московский вокзал | Московский вокзал — ул. Гордеевская — ул. Народная — Сормовское шоссе — ул. Коминтерна — ул. Ефремова — ул. Вождей Революции — ул. Коммуны — ул. Черняховского — Сормовский парк — Берёзовская ул. — ул. Глинки — Сормовское шоссе — Народная ул. — Гордеевская ул. — Московский вокзал. | Полукольцевой маршрут | |
7 | Московский вокзал — Сормовский парк — Московский вокзал | Московский вокзал — ул. Гордеевская — ул. Народная — Сормовское шоссе — ул. Коминтерна — ул. Ефремова — ул. Вождей Революции — ул. Коммуны — ул. Черняховского — Сормовский парк — Берёзовская ул. — ул. Глинки — Сормовское шоссе — Народная ул. — Гордеевская ул. — Московский вокзал. | Полукольцевой маршрут | |
8 | ул.Игарская — Гнилицы | ул. Новикова-Прибоя — ул. Переходникова — просп. Ленина — ул. Героя Смирнова — ул. Минеева — ул. Патриотов — Ореховская ул. — ул.Рельсовая | ||
11 | Чёрный пруд — ул.Рождественская | ул. Октябрьская — Зеленский съезд | однопутное реверсивное движение | |
17 | ул. Игарская — 52-й квартал | ул. Новикова-Прибоя — ул. Переходникова — просп. Ленина — просп. Кирова — ул. Красных Партизан — Молодёжный просп. | ||
18 | Пл. Лядова — Лапшиха — пл. Лядова | ул. Тимирязева (обратно: Оранжерейная ул.) — ул. Кулибина — ул. Белинского — Ошарская ул. — Лапшиха — Кузнечихинская ул. — ул. Бекетова — ул. Пушкина | Кольцевые маршруты | |
19 | IV нагорный мкр-н — Мыза | ул. Сусловой — Кузнечихинская ул. — ул. Бекетова — ул. Нартова — Корейская ул. — ул. Терешковой — просп. Гагарина | ||
21 | Чёрный пруд — парк «Дубки» | ул. Пискунова — Алексеевская ул. (обратно: Ошарская ул.) — Октябрьская ул. — ул. Добролюбова — Ильинская ул. — Красносельская ул. — Малая Ямская ул. — Окский съезд — Молитовский мост — Трамвайная ул. — ул. Профинтерна — ул. Глеба Успенского | ||
22 | . Метро «Автозаводская» - Соцгород II | просп. Ленина — просп. Кирова — ул. Строкина | ||
27 | IV нагорный мкр-н - Московский вокзал | ул. Сусловой — Ошарская ул. — ул. Белинского — Красносельская ул. — Малая Ямская ул. — Окский съезд — Молитовский мост — Комсомольская пл. — ул. Октябрьской Революции — ул. Чкалова — | ||
417 | Московский вокзал — 52-й квартал | ул. Чкалова — ул. Октябрьской Революции — Обуховская ул. — Спортивная ул. — Климовская ул. — Зелёная ул. — Кременчугская ул. — ул. Дружбы — ул. Аксакова — ул. Новикова-Прибоя — ул. Переходникова — просп. Ленина — просп. Кирова — ул. Красных Партизан — Молодёжный просп. |
Где находится и как доехать, время работы
Адрес: Нижний Новгород
Время работы: ежедневно