Торфовозная узкоколейка в окрестностях Нижнего Новгорода
УЖД Берёзовой поймы — торфовозная узкоколейка в окрестностях Нижнего Новгорода, полностью разобрана в 1980-е годы.
В последние годы существования представляла из себя несколько веток общей протяжённостью не менее 30 километров в сторону окрестных болот, до конца 1970-х годов существовала линия Березовая Пойма - Гидроторф, соединяющая её с Балахнинской сетью УЖД.
Подвижной состав: паровозы производства з-да Красное Сормово, тепловозы ТУ? и ЭСУ (в т.ч. приписки ТЧ Голышево ЧТУ) торфовозные вагоны ТСВ.
Историческая справка
Торфопредприятие и узкоколейка в Березовой Пойме неразрывно связано с Сормовским торфопредприятием, которое было перенесено в Берёзовую Пойму в 50е годы.
10 марта 1951 было открыто торфопредприятие основной задачей которого было снабжение горючим торфом послевоенный Горький. Рядом с торфопредприятием был основан поселок Березовая Пойма. Поселок возводился как временный, для рабочих торфопредприятия. Сормовское ТПР существовало много раньше, однако торф в окрестностях Сормова подходил к концу, поэтому стал актуален вопрос о разработке новых месторождений, которых в окрестностях Березовой Поймы было достаточно. Тогда же была построена соединительная ветвь от Центрального поселка (пос. Торфосклад) до пос. Березовая Пойма (ст. Сормовская). В качестве тяги использовались паровозы, в основном производства завода Красное Сормово.
Основного расцвета Березово-Пойменское торфопредприятие достигло в 60е годы, тогда же было ликвидировано Сормовское торфопредприятие, подвижной состав передан в Березовую Пойму, а соединительная ветка до посёлка Центральны разобрана. Примерно в это же время Березово-Пойменское предприятие потеряло самостоятельность и было передано под управление Балахнинскому ЧТУ.
В начале пятидесятых годов была построена и узкоколейка от поселка Березовая Пойма до Чернораменки (Гидроторфа).
Поставки торфа на ГорГРЭС прекратились в 77 году, тогда же и была разобрана соединительная линия до ЧТУ, однако по воспоминанию местных жителей УЖД работала и позже, сохранялись участки до до ближайших торфомассифов. На картах 85 года выпуска указаны работающие участки (на схеме обозначены цифрами 1 и 2). В 1995 году по трассе этих участков валялось множество торфодобывающей техники, а остатки пути выглядели так, как будто их сняли лет 5-6 назад.
Основной причиной разбора, как это ни странно, стала не перестройка и разруха в стране, а исчерпание запасов торфа, необходимых для промышленной добычи.
Депо и ремзона были закрыты, а на его месте построен завод по производству кузовов для ГАЗЕЛей "Камея", рельсы сняты, локомотивы и вагоны порезаны на металлолом или переданы в ЧТУ. Еще несколько лет стояла одиноким памятником водокачка для заправки паровозов водой, но и ее в конце-концов унесли на металлолом. Иногда бродя по поселку можно наткнуться на некоторые следы УЖД - рельсы подпирающие забор, костыли и шпалы валяющиеся на земле, части вагонов, сцепки, груды железа.... Сейчас в поселке уже ничего не напоминает о существовании УЖД, лишь одинокие насыпи в лесу да рассказы жителей поселка расскажут о существовавшей здесь Сормовской узкоколейной железной дороги.
Где находится и как доехать, время работы
Адрес: Нижний Новгород, посёлок Берёзовая Пойма
Время работы: не работает
УЖД Берёзовой поймы на карте
GPS координаты: 56.342248, 43.614921