УЖД Берёзовой поймы

Торфовозная узкоколейка в окрестностях Нижнего Новгорода

0 оценило

УЖД Берёзовой поймы — торфовозная узкоколейка в окрестностях Нижнего Новгорода, полностью разобрана в 1980-е годы.

Насыпь УЖД
Насыпь УЖД

Насыпь УЖД у Берёзовой поймы
Насыпь УЖД у Берёзовой поймы

В последние годы существования представляла из себя несколько веток общей протяжённостью не менее 30 километров в сторону окрестных болот, до конца 1970-х годов существовала линия Березовая Пойма - Гидроторф, соединяющая её с Балахнинской сетью УЖД.

Подвижной состав: паровозы производства з-да Красное Сормово, тепловозы ТУ? и ЭСУ (в т.ч. приписки ТЧ Голышево ЧТУ) торфовозные вагоны ТСВ.

Историческая справка

Торфопредприятие и узкоколейка в Березовой Пойме неразрывно связано с Сормовским торфопредприятием, которое было перенесено в Берёзовую Пойму в 50е годы.

Старый рельс в Берёзовой пойме
Старый рельс в Берёзовой пойме

10 марта 1951 было открыто торфопредприятие основной задачей которого было снабжение горючим торфом послевоенный Горький. Рядом с торфопредприятием был основан поселок Березовая Пойма. Поселок возводился как временный, для рабочих торфопредприятия. Сормовское ТПР существовало много раньше, однако торф в окрестностях Сормова подходил к концу, поэтому стал актуален вопрос о разработке новых месторождений, которых в окрестностях Березовой Поймы было достаточно. Тогда же была построена соединительная ветвь от Центрального поселка (пос. Торфосклад) до пос. Березовая Пойма (ст. Сормовская). В качестве тяги использовались паровозы, в основном производства завода Красное Сормово.

Основного расцвета Березово-Пойменское торфопредприятие достигло в 60е годы, тогда же было ликвидировано Сормовское торфопредприятие, подвижной состав передан в Березовую Пойму, а соединительная ветка до посёлка Центральны разобрана. Примерно в это же время Березово-Пойменское предприятие потеряло самостоятельность и было передано под управление Балахнинскому ЧТУ.

В начале пятидесятых годов была построена и узкоколейка от поселка Березовая Пойма до Чернораменки (Гидроторфа).

Остатки узкоколейного моста через Пыру
Остатки узкоколейного моста через Пыру

Поставки торфа на ГорГРЭС прекратились в 77 году, тогда же и была разобрана соединительная линия до ЧТУ, однако по воспоминанию местных жителей УЖД работала и позже, сохранялись участки до до ближайших торфомассифов. На картах 85 года выпуска указаны работающие участки (на схеме обозначены цифрами 1 и 2). В 1995 году по трассе этих участков валялось множество торфодобывающей техники, а остатки пути выглядели так, как будто их сняли лет 5-6 назад.

Основной причиной разбора, как это ни странно, стала не перестройка и разруха в стране, а исчерпание запасов торфа, необходимых для промышленной добычи.

Депо и ремзона были закрыты, а на его месте построен завод по производству кузовов для ГАЗЕЛей "Камея", рельсы сняты, локомотивы и вагоны порезаны на металлолом или переданы в ЧТУ. Еще несколько лет стояла одиноким памятником водокачка для заправки паровозов водой, но и ее в конце-концов унесли на металлолом. Иногда бродя по поселку можно наткнуться на некоторые следы УЖД - рельсы подпирающие забор, костыли и шпалы валяющиеся на земле, части вагонов, сцепки, груды железа.... Сейчас в поселке уже ничего не напоминает о существовании УЖД, лишь одинокие насыпи в лесу да рассказы жителей поселка расскажут о существовавшей здесь Сормовской узкоколейной железной дороги.

Вид на бывшую станцию УЖД в Берёзовой пойме
Вид на бывшую станцию УЖД в Берёзовой пойме

Груда старых шпал
Груда старых шпал

Остатки узкоколейной сцепки
Остатки узкоколейной сцепки

Узкоколейный рельс
Узкоколейный рельс

Где находится и как доехать, время работы

 Адрес: Нижний Новгород, посёлок Берёзовая Пойма

 Время работы: не работает

УЖД Берёзовой поймы на карте

 GPS координаты: 56.342248, 43.614921

| Узкоколейные ЖД | 1071

Отзыв о статье «УЖД Берёзовой поймы»

В этой статье ещё нет отзывов. Будьте первым, напишите свой отзыв об объекте или задайте вопрос.

  Оставить отзыв

Ваше имя или ник


Адрес электронной почты (для уведомлений)

Ваш комментарий к статье