Лесовозная узкоколейная железная дорога в Пижме
УЖД Пижемского леспромхоза — это лесовозная узкоколейная железная дорога в Пижме, разобрана в 2024 году.
История УЖД
Первый участок Пижемской узкоколейной железной дороги был построен в 1926 году.
В 1948 году был основан лесной посёлок Унжа на 12-м км дороги. В 1950 году протяжённость магистрали дороги составила 32 км. В 50-х годах на Пижемская узкоколейная железная дорога эксплуатировалась параллельно двумя организациями Пижемским ЛПХ и Ошминским ЛСК Мосэнерго. Леспромхоз заготавливал лес до 18 км, в его подчинении находились посёлки Пижма и Унжа, Мосэнерго владело южной частью лесозаготовок, посёлками Южный, Майский и Арба. В 1957 году лесозаготовки Мосэнерго были переданы лесопромхозу, узкоколейные дороги вместе с локомотивными парками были объединены.
По состоянию на май 2006 года дорога работает только в летнее время. Используется в основном для перевозки хлыстов. Дорога от Унжи до Арбы в аварийном состоянии и проходима только для "пионерок", чем и пользуются местные жители. Дорога от Пижмы до Унжи в плохом состоянии, однако более-менее поддерживается, но сходы случаются достаточно часто.
В мае 2006 года была проложен небольшой участок железной дороги от ст. Пижма до нижнего склада. Для нового уса были использованы рельсы с неиспользуемых путей ст. Пижма. Чуть далее станции новый путь делает "глухое" пересечение с колее 1520 мм - рельсы просто положены поверх "старшего брата", а перед проходом тепловозов широкой колеи "пересечние" просто разбирают.
Зимой 2008 года не работала. Вся станция в Пижме и путь на Унжу занесен снегом, в том числе новый путь на нижний склад.
В 2016 году полностью разобран путь от Унжи до Арбы.
В 2017 году леспромхоз начинает восстанавливать железную дорогу, прокладывает по старой трассе заново верхнее строение пути до 12 км, восстанавливает деревянный мост через реку Нукша, покупает второй б/у тепловоз и получает право на вырубку участка леса и к осени 2017 года возобновляет вырубку леса и движение по железной дороге. Однако, по непонятным причинам движение по УЖД продлилось не долго. По состоянию на 2019 год движения нет.
К 2022 году новый путь до нижнего склада разобран, на станции в Пижме оставлено минимальное путевое развитие, где стоят 2 тепловоза ТУ6А-3068 и ТУ6А-0755 и оставшийся подвжиной состав. В 2022 году дорога не функционирует, но и не разобрана.
В 2024 году УЖД Пижемского леспромхоза разобрана и перестала существовать.
Трасса УЖД
Основные направления дороги:
- Пижма - лесоучасток Арбинский(Арба): ст. Унжа, рзд. 22 км; (25 км)
- Рзд 22 - ур. Майский (3,6 км)
- Пижма - МТФ (3 км)
- Ветка на север (трассу установить невозможно)
Общая длина дороги в период максимального развития составляла не менее 80 километров.
Подвижной состав
В последние годы на дороге использовались:
- тепловозы ТУ4 — № 1110 (списан в 2005 году), ТУ6А №0755, №3068, ТУ8 №0076 (списан в 2012 году).
- сцепы для перевозки леса,
- самодельные вагоны для перевозки леса,
- снегоочиститель ПС1
- пассажирские вагоны ПВ40,
- вагоны-ледники,
- крытые вагоны,
- платформы.
Где находится и как доехать, время работы, цена
Адрес: Нижегородская область, Тоншаевский район, пос. Пижма
Время работы: не работает
Стоимость: бесплатно
УЖД Пижемского леспромхоза на карте
GPS координаты: 57.863470, 47.134817