Торфовозная узкоколейная железная дорога
УЖД Ситники - Рустай - Камская — это торфовозная узкоколейная железная дорога, полностью разобрана в 2000-е годы.
Общая длина всех путей узкоколейной системы Ситники - Рустай - Камская в развернутом виде превышала 500 километров. Образовалась как УЖД различных предпритяий в Горьковское транспортное управление, а затем Горьковское Предприятие Промышленного Железнодорожного транспорта (ГППЖТ). Назначение: торфовозная, лесовозная, общего пользования. На дороге, вплоть до разборки существовало регулярное пассажирское движение. Дорога была оборудована СЦБ: на главном пути Ситники-Рустай были светофоры и автоматические стрелки.
История УЖД
Торфоразработки в окрестностях Ситников существовали с конца 20-х годов, тогда же и началась постройка УЖД. В конце 40-х годов построена линия на на Чистое Борское (Большое Пикино) и Керженец. Участок Керженец - Рустай - Камская построен в конце 70х годов с использованием железобетонных шпал и СЦБ.
Хронология строительства
- Ситниково - конец 20х годов
- Волга (пристань) - Тесовая (Бор) - Выползово - Озерки - Керженец (открыта в 1944 г)
- Рустай - Калиниха (Борский ЛПХ) - 40е годы
- Рустай - Камская - 70е годы
Ликвидация УЖД
Хронология закрытия участков:
- Рустай - Калиниха (Воскресенское) - 70е годы
- Большеорловский - Дубёнки - 70е годы.
- Большеорловский - Оманово (до пересечения с торфовозной УЖД) - 70е годы
- Бор - Чистое Борское - 80е годы
- Керженец - Пионерский - 1997 год
- Ситники - Рустай - Камская - 2002 год
- УЖД Борского стекольного завода - 2002 год
- УЖД Большеорловского ТПР - 2012 год
- УЖД Керженского ТПР - 2014 год
Деградация движения по узкоколейке началась в 1980-х годах в связи с падением спроса на торф.
Основная часть путей разобрана в 2002 году, окончательное закрытие системы в 2014 году. Были сохранены участки сети Керженского и Большеорловского торфопредприятий для снабжения одноимённых посёлков торфом. В Керженце существовал торфобрикетный завод, в последние годы не функционировавший. В Больших Орлах УЖД закрыта в 2012 году, в Керженце в 2014 году в связи с переводом котельных на газ.
Магистральные направления
- Ситниково - Керженец - Большеорловский - Рустай - Камская
- Керженец - Пионерский
- Ситники - Чистоборское - Ламенский
- Рустай - Калиниха
- Бор - Большеорловский
Станция Ситниково и торфобрикетный завод
Главная станция дороги, здесь находилось управление, депо, пассажирский вокзал. Торф свозился на станцию Ситниково на торфобрикетный завод, построенный в 80е годы. Остатки большого торфобрикетного завода существуют до сих пор, целы практически все здания, включая перегруз. От станции Ситниково практически не осталось и следа, деревянный вокзал разрушен. Деповские строения стоят в разрушенном и полуразрушенном состоянии. В 2005 году на станции оставалось несколько пожарных цистерн. В 2007 году там выкопали кабель СЦБ. В 2008 году на станции можно найти пару остовов пассажирских вагонов. По всему поселку встречаются используемые в различных целях вагоны ТСВ и ТНВ.
Пассажирское движение на ГППЖТ
Регулярное пассажирское движение существовало до 1995 года. До 99 года и до разборки всей системы периодически назначались пассажирские поезда от Ситникова до Камской.
- Ситниково - Керженец
- Ситниково - Центральный
- Ситниково - Рустай
- Ситниково - Рустай - Камская (19:50 - 00:44)
- Ситниково - Пионерский
- Тесовая (Бор) - Выползово - Озерки - Большие Орлы - Рустай
УЖД Борского леспромхоза
Основное направление: Волга - Дубёнки - Площадка - Ватома - Большеорловский - Орловский - Берёзовка - Рустай.
Дорогу в 40х годах дорогу строили немецкие военнопленные. Линия была построена практически до Воскресенска, однако была разобрана в 60-70х годах. ЛПХ ликвидирован в 70-х годах с ликвидацией путей используемых для вывоза леса. Впоследствии была объединена в ГППЖТ.
Информация из газеты "За благоустройство города" (приложение к газете "Горьковская коммуна"), 16.08. и 18.11.1944
Строительство УКЖД Бор-Керженец начато 15.08.1943. По состоянию на 16.08.44 земляное полотно готово полностью, рельсы уложены на 24 км. Общая длина 52 км + 3 км ветка к Пикинскому торфопредприятию. Строительство имело 1 паровоз и 5 платформ. 1 паровоз предоставлялся Ситниковским торфопредприятием.
Основная статья: УЖД Борского леспромхоза.
УЖД Керженского торофопредприятия
Узкоколейка торфопредприятия в пос. Керженец сущестовала после разбора основной сети ГППЖТ с 2002 по 2014 год.
УЖД Большеорловского торофопредприятия
Узкоколейка торфопредприятия в пос. Большеорловский сущестовала после разбора основной сети ГППЖТ с 2002 по 2012 год.
УЖД Борского стеклозавода
Образована из участка сети ГППЖТ и Борского леспромхоза до песчаного карьера. Длина около 4х км. Использовалась для нужд стекольного завода. Разобрана в 2002 году.
Основная статья: УЖД Борского леспромхоза.
Где находится и как доехать, время работы
Адрес: Нижегородская область
Время работы: не работает (разобрана)
УЖД Ситники - Рустай - Камская на карте
GPS координаты: 56.471188, 44.055025